Сегодня – день рождения блестящего дипломата, полномочного представителя Российской Федерации в ООН Виталия Чуркина. Он не дожил до него всего лишь один день. Ему исполнилось бы 65 лет.
Я познакомился с ним много лет назад, когда он работал в посольстве СССР в Вашингтоне. Я тогда был довольно известным человеком в США, поскольку часто появлялся на американских телеэкранах в качестве «разъяснителя» тех или иных советских решений и поступков. Виталия Чуркина не знал решительно никто.
И вот в один погожий летний день, когда и посол, и все «старшие товарищи» уехали из Вашингтона за город на уикенд, поступила срочная просьба от одного из основных американских телеканалов, чтобы кто-то из представителей посольства согласился дать интервью уж не помню по какому вопросу. И, поскольку никого другого не было, это было поручено Чуркину.
Его выступление было сенсационным. Не только и не столько из-за того, что он говорил (хотя говорил отлично), но из-за того, как он говорил и как он выглядел: дело в том, что в те времена в Америке привыкли к определенному типу «советского человека», который говорил по-английски с сильным русским акцентом и выглядел, мягко говоря, несколько старомодно. Чуркин же, в отличие от почти всех других совслужащих, говорил на американском варианте английского языка почти без акцента, а выглядел как абсолютно современный западный человек.
Словом, с этого дня регулярно стали приглашать Виталия на ТВ. Я давно не видел его, но всегда помнил, всегда думал о нем с восхищением. И вот его не стало. Ужасно, ужасно жалко.
Какой-то циник сказал, что нет незаменимых людей. Есть, конечно. И Виталия Чуркина никто не заменит.