Владимир Познер поехал в Испанию. Для чего? Чтобы найти Дон Кихота. В себе? Вот уж не знаю. Вопрос не праздный. Познер искал Дон Кихота, а нашел… Ну, обо всем по порядку.
Что нужно для того, чтобы фильм получился? Хорошая, но профессиональная компания (это главное!). Всезнающий режиссер, ушлый, понимающий сценарист, оператор, композитор. Напарник, да, соведующий, абсолютно твой человек, друг по жизни. Ровно так десант а-ля Познер—Ургант высаживался сначала в Америку, потом во Францию (две родины Познера помимо России), далее везде — Италия, Англия, Израиль… Ох уж этот мне Израиль! Вот там Познер был вдумчивый, неуверенный, пытающийся понять, несогласный со многим. От этого и фильм получился противоречивый, но очень живой. Когда у тебя есть такая команда, чтобы всё вышло, нужно одно — то самое вдохновение. А уж мастерства у Познера — по самое не могу.
Кто-то скажет: да это и есть готовая пара — Дон Кихот и Санчо Панса, Познер и Ургант. Ну да, разве что физические параметры не очень соответствуют, а так… Но какой Познер Дон Кихот?
Мог ли вообще быть советский пропагандист иновещания Дон Кихотом? А почему бы и нет, все люди меняются. Влад Листьев тоже там работал, зато потом…
Познер мятущийся, рефлексирующий, не знающий правильного ответа в конце — вот этим он мне дорог. Но я видел Познера в другом виде и качестве. Когда он вел программу, посвященную Высоцкому. Вот там выявилось такое несовпадение с поэтом, непонимание его, нечувствование, будто Познер и Высоцкий (по-моему, истинный Дон Кихот) абсолютно из разных жизней.
За Познером интересно следить в кадре. Это как эффект Евстигнеева: много артистов на сцене, а ты смотришь только на одного, и больше никто тебе уже не нужен. Реакция Познера, его взгляд и нечто, его кажущаяся рассеянность, расслабленность даже — ну загляденье!
Он препарирует Испанию. Вот вам национальный характер, вот стремящаяся к отделению Каталония, вот искрометный фламенко, а вот дышит история — генерал Франко. А еще Страна басков. И, конечно, бой быков, символ Испании.
Познер действует по трафарету? Ну да, это же формат. Важно наполнение. Там, где есть конфликт, драма, — получается. Где одни красивости (серия про танец фламенко) — нет. Легко можно было бы сократить вдвое. Но нельзя — формат.
А что же Санчо Панса — Ургант? Как всегда у него вспомогательная роль. Но очень важная, как оказалось. Вроде балагурит, шутит как всегда, хохмит. Но в очень серьезной серии про басков, где был только Познер, Урганта явно не хватало. Чтобы снизить этот пафос, убрать хоть на время серьезность. Потому что жизнь — в полосочку, вверх-вниз, от великого до смешного… Тут без Урганта никак нельзя.
А какие образы у вас навевает Испания? Блестящая футбольная сборная? «Реал», «Барселона», «Атлетико»? Хулио Иглесиас, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус? Педро Альмодовар? Святая инквизиция? Нет, все-таки Дон Кихот Ламанчский, которого Сервантес писал как пародию, а вышло на все времена. Дон Кихот — это бескорыстие без капли цинизма, отвага без оглядки назад, благородство без мысли: а что мне за это будет?
Познер искал Дон Кихота — и нашел. Им оказалась очень красивая женщина без ног. Девочкой она с мамой попала под взрыв террористов из баскской группировки ЭТА. Никак не упала духом: три высших образования, профессия — журналист, паралимпийская чемпионка по слалому. Вышла замуж и совсем недавно родила мальчика. Она — Дон Кихот!
Но в фильме об Испании главным оказался не Ургант и даже не Дон Познер Останкинский. Там великолепная операторская работа и такая музыка… Написанная дочерью Познера Екатериной Чемберджи, живущей в Германии. Там всё: тревога, нежность, кастаньеты, парадоксальность, неумеренность, любвеобильность, геройство на каждом шагу… Это и есть Испания.
Текст: Александр Мельман для «MK.ru»