— Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу ситуации в спорте, сейчас.
— Там, конечно, есть много чего. Спорт – давно превратился в политику, причем первый явный намек на это был в 1936 году на Олимпийских играх в Берлине. Как вы, наверное, знаете, на Олимпийских играх никогда не считалось никакого командного первенства. Это было торжество отдельно взятого человека. Потом стали считать очки: за первое место – столько, за второе – столько, за третье – столько. Золотая медаль – так, серебряная медаль – эдак. А в Германии по этому подсчету в 36-м году, при Гитлере, Олимпийские игры выиграли немцы, что якобы явилось доказательством превосходства их системы и так далее. Потом Советский Союз – то же самое. И главное соревнование было между кем? – Советский Союз и Соединенные Штаты Америки. И каждая победа – была победа политическая. Хотя там были потрясающие спортивные результаты, выдающиеся.
Потом к этому делу подключились еще и наши немецкие друзья – из ГДР, я имею в виду. И пошла химия, самая разная. И результаты, которых стали добиваться, – это же феноменальные, если вдуматься. Просто невероятные. Человеческое тело в принципе не способно на это. Значит, его нужно все время каким-то образом стимулировать. И это стало общим местом. Да, у немцев это была государственная программа. Я думаю, что и у нас она была государственная – не так организована, как у немцев (как у немцев – ни у кого не может быть организовано).
Послушайте, когда норвежская сборная по лыжам вся болеет астмой и поэтому принимает с врачебного разрешения запрещенные вещества, – ну это просто смешно. Я «предлагал» организовать команду сифилитиков – там такое можно давать, что мало не покажется.
Я очень рад, что это все всплыло. Потому что все-таки это означает, что будут приняты какие-то серьезные меры. Но надо понимать, что для того чтобы пробежать стометровку за десять пятьдесят с чем-то, – не может быть, чтобы что-то там не приняли. Думаю, что это будет продолжаться. Будут за этим более внимательно следить, очень серьезно наказывать. И в конце концов – сам спортсмен отвечает. Если тебе дают что-то, ты ж должен понимать. Посмотрите, что происходит в гимнастике, с каких лет эти «клопы» занимаются. Женщина уже не женщина совершенно – ни груди, ничего, превращается непонятно во что. Это ужасно. На мой взгляд, это ни к чему. Спорт – это, конечно, замечательно, я очень уважаю спорт – но когда это спорт. А когда превращается в торжество нации…
Вот у меня 26-го в программе был выдающийся английский писатель, может быть, вы читали его книги, потому что он переведен на русский язык. Его зовут Джулиан Барнс. Он написал замечательную книгу – «Шум времени» – по поводу Шостаковича. И мы с ним говорили на эту тему, на тему этого чувства национального торжества по поводу того, что твоя команда выиграла. Патриотизм. При чем тут это? Какое это имеет отношение? Все перевернулось. Превратилось в политику, в большую политику. Я к этому отношусь очень плохо. Но не очень вижу, насколько хватит умения и сил cделать так, чтобы допинга больше не было. Нужно придумывать что-то. Яд – противоядие – яд – противоядие… И как правило, кончается это очень плохо. Ну и конечно, политика вмешивается. Учитывая отношение Запада к Путину. Но мы подставились хорошо.
Видеозапись:
https://www.youtube.com/watch?v=eXpyeo_CHk4
Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (20.12.16)