Владимир Познер о том, кто такой российский человек, и об отмене коллегии выборщиков

— У вас, наверное, в результате вашего опыта сложился собирательный образ современного российского человека. Может назвать три положительных его качества?

— Для меня российский человек – это человек, который живет в России. То есть я имею в виду, что Владимир Путин и Рамзан Кадыров оба российские люди. Сказать, что я могу их как-то объединить чем-то кроме географического понятия, я не могу. Я не понимаю, какие у них могут быть общие черты. Если меня спросить про советского человека, то можно сказать – да, но это тоже не является этническим определением, но все-таки я могу сказать: как мне кажется, советскому человеку было, да и есть, свойственно то-то и то-то. А российскому – не могу сказать. Кто-то говорит о российской нации, но по-моему, это просто бред. Еще раз говорю: у россиян – жителей Владикавказа и Петербурга общего нет ничего. Как правило.

— Мы сегодня говорили о том, что мы в интересное время живем, что многое сейчас в Америке происходит впервые. Буквально со дня завершения выборов президентом и другими очень сильно начала дискутироваться тема выборщиков. Что, если не ошибаюсь, за отмену голоса заплатит штраф 10 тысяч долларов. Сейчас начались активные митинги, протестное движение. Я не думаю, что они сильно повлияют на людей, поддерживающих Трампа. Что должно произойти и может ли что-то произойти в Америке сейчас, что может переломить ситуацию? Может, вы чувствуете, понимаете это – возможно ли, что его выборщики не поддержат?

— Я думаю, что шансов крайне мало. Шансов крайне мало – что президентом станет Хиллари Клинтон. Даже больше скажу – я думаю, что шансов таких нет.

Есть немало людей в Америке, которые хотели бы отменить этот порядок, то есть отменить институт выборщиков. Это возможно. Для этого надо изменить конституцию. Для того чтобы в Америке изменить конституцию, нужно, чтобы в этом принимали участие все штаты, все 50 штатов, и из них три четверти должны проголосовать за то изменение, которое предложено. Причем на это дается семь лет. То есть это очень сложная процедура. Они конституцией очень дорожат. Я не уверен, что это правильно, но это так.

Будут предложения в очередной раз – отменить коллегию выборщиков? Будут. Пройдет ли это? Сам Трамп выступал против этой коллегии. Но ведь только благодаря ей он и выиграл. Думаю, что не пройдет. Думаю, что большинство не изменит своего отношения и будет голосовать за Трампа.

Я допускаю, что, может быть, два-три человека, которые просто терпеть его не могут, проголосуют за Хиллари, но у Трампа преимущество слишком большое. Но слово «невозможно» я не очень люблю. Потому что всякое возможно. На мой взгляд, шансов очень мало. Меньше одного процента. Но скоро узнаем…

Видеозапись:

https://www.youtube.com/watch?v=v5gzfyVrqxI

Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (29.11.16)