Владимир Познер: «Настоящее искусство — это памятник своего времени»

Сериалы по советским книгам, спектакли о поэзии 60-х, выставки подпольных художников и лекции с дискуссиями о хрущевской эпохе. А еще стильные детали из 60-х в одежде и образе. Кажется, Екатеринбург, вслед за страной, обратил взгляд на «оттепель». «Моменты» разбирались, можно ли назвать это единым трендом, давно ли он существует и как далеко в прошлое готовы зайти художники и общество.

Владимир Познер: По-моему, такой моды не существует. Если что-то и есть, то очень поверхностное и, я бы даже сказал, искусственное. Начало 60-х годов — это этап определенных серьезных изменений, которые происходили в стране. Это постсталинское время, закат репрессий, разоблачение культа личности, возвращение из лагерей тысяч и тысяч людей, которые были посажены без всяких причин и потом были реабилитированы. Это было ощущение огромных надежд, что наконец-то осуществится то, во что очень многие верили, будет настоящий социализм, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Запуск первого спутника, полет Гагарина, которые вызывали восхищение у всего общества. Это было явление. И, конечно, можно внешне что-то копировать, но сегодняшний день ничего общего не имеет с тем временем.

Фильм, который показывают сейчас на Первом канале — это экранизация книги Василия Аксенова, не более и не менее. Если бы сделали, например, сериал «Три мушкетера» — это что, была бы мода на 17 век? Да нет, конечно. Я бы не стал это преувеличивать. Ну сделали такой фильм, он, действительно, многих заинтересовал, но я не вижу никакой параллели между тем, что происходило в советском союзе в начале 60-х и тем, что происходит в России в наше время. Для меня это совершенно разные вещи.

Искусство неподвластно каким-то указаниям, приказам, желаниям. Это нечто такое, что развивается по сугубо собственным законам, которые, кстати, нам не очень-то и известны. Никто не знает, скажем, почему во времена Николая Первого, ужасно тяжелые времена репрессий, вдруг появляется Пушкин, Лермонтов и Гоголь.

Искусство отражает свое время, а если нет — то это не искусство и оно очень скоро забывается. Настоящее искусство — это памятник своего времени, и оно рождается вне зависимости от того, хочет кто-тот или нет. А когда начинают интересоваться искусством другого периода, ну, например, у нас, тем что происходило в 60-х — это очень даже хорошо. Но совершенно не означает, что сегодняшний день рождает искусство 60-х годов. Нет, сегодняшний день рождает искусство сегодняшнего времени.