— Я хотела бы спросить про вашу маму. Какова была ваша мама? Каковы были ваши отношения? Для меня это вопрос крайне животрепещущий. Очевидно, что она окружала вас любовью и заботой, но сейчас такие любовь и забота – это не всегда благо в отношении детей. У меня тоже сын, и я очень хочу, чтобы он мне доверял и чтобы наши отношения были гармоничными. В чем секрет – и как женщине выстроить эти отношения, чтобы, с одной стороны, не передавливать, а с другой – не отдаляться от своего ребенка.
Владимир Познер: Первое, что я хочу сказать, – что я не женщина, и поэтому мне очень трудно в этом смысле давать советы. И вообще, я считаю, что не бывает ни лишней любви, ни лишней заботы, если это действительно любовь и забота. Иногда это совсем другое. Иногда это навязывание в форме: «Ну я же люблю!» или «Это моя забота!». На самом деле любовь – вещь чрезвычайно деликатная, так же как и забота. Знаете, можно заботиться ничего не говоря, а можно все время говорить, как ты заботишься. И так далее.
Моя мама была в этом смысле человек уникальный – она никогда не говорила чего-нибудь такого. Я просто всегда чувствовал, будучи совсем мальчиком, совсем маленьким, – я чувствовал, что она меня любит безоговорочно. Что она меня любит. И вот это абсолютное знание, вне всяких сомнений, – для меня было очень важно. И я платил ей тем же всю жизнь.
Я никаких советов дать не могу, кроме одного. Ведь мы зачастую, почти всегда… наши родители навязывали нам разные вещи, иногда наказывали, иногда были несправедливы к нам, потому что мы маленькие, мы не могли сопротивляться. И это остается – либо в виде памяти, либо в виде обиды и даже в виде каких-то психологических проблем. И мы это переносим, сами того не понимая, на детей своих. Мы это продолжаем делать сами. Я, во всяком случае, поймал себя на этом. Когда моей дочери было три года. И я ужаснулся совершенно. Я понял, что я делаю то же самое, что делал мой отец. Тут надо представлять – а почему я это делаю? Потому что я люблю – или это что-то другое? Потому что я «главный» и так далее.
И потом надо всегда помнить, как мне кажется, что ребенок – человек. Не в общеизвестном смысле, а в том смысле, что человека надо уважать, неважно, какого возраста. Да, ты взрослый, ты опытней, но ты не умнее! Я знаю пятилетних детей, которые много умней 50-летних людей. Ум – это не функция возраста. Опыт – да, а ум – нет.
Наверное, об этом надо думать. Надо думать – а для чего у меня ребенок вообще? И в какой степени это самостоятельная личность, со своим мозгом, со своими взглядами. Да, я хочу, чтобы он чистил зубы по утрам. Наверное, надо объяснить, почему, чтоб он понимал. Что если не будешь чистить, они выпадут, и как ты будешь есть свои любимые конфеты без зубов. Только по-товарищески, а не то что я главный, а ты кто? Читать надо детям хорошие книжки – вот что надо делать.
Видеозапись:
https://www.youtube.com/watch?v=qvYOK8XOVRk
Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (25.10.16)