— Мы знаем, что вы атеист и что вы очень дорожите свободой слова в целом. Как вы считаете, должна ли власть законодательно регламентировать те вопросы, когда умышленно задеваются чувства верующих? Не связываете ли вы многочисленные теракты во Франции, именно с причиной этого упущения, и упущение ли это? И как найти эту грань, чтобы не ущемить свободу слова и в то же время не допустить осквернения святости для этих людей. Спасибо.
Владимир Познер: Это очень хороший вопрос, и я очень много над этим думал. Будучи атеистом… Ведь атеист – не тот, который только хулит верующих. Атеист – это тот человек, который просто не верует в существование бога. Все. Никому не навязывая. Так мой опыт меня привел к этому состоянию. Никакого отношения к оскорблению чувств верующих. Хотя я могу, например, сказать (я это говорил): на мой взгляд, то, что Россия приняла православие, когда-то давно, – это трагедия. Кто-то из верующих может сказать: «Это меня оскорбляет». Но я говорю: «Ну, извини, старик. Я же не говорю, что вы плохие или еще что-то».
Поэтому вопрос этот чрезвычайно тонкий. Не то, когда вы хотите преднамеренно оскорбить. Преднамеренное оскорбление – этот вопрос решают в суде. Во всем мире. Меня оскорбили преднамеренно – это в суд. Это я тоже понимаю. И тогда суд решит – я прав, что меня оскорбили, или я, может быть, заблуждаюсь, не очень понимаю. То есть я понимаю в этом смысле наличие инструментов, позволяющих мне, оскорбленному, найти правду, или защиту.
Как только мы принимаем такой закон, защита – не знаю, как это назвать – чувств верующих, мы вступаем на очень зыбкую почву: что оскорбляет, что – нет? И кто решает? А кто не решает? Конечно, когда журнал «Шарли Эбдо» на своей обложке рисует чрезвычайно, вероятно, оскорбительную для мусульман или – недавно совсем – для православных карикатуру, это, на мой взгляд, нехорошо. Но как только вы начинаете это регламентировать, вы идете по наклонной плоскости, и вы не остановитесь. Если это вас оскорбляет, подайте в суд на этот журнал. Подайте – на любую сумму денег, на что хотите, – как компенсацию. Для этого существует правосудие. При этом идет обо всем речь – это права верующих, права людей иной сексуально ориентации, это права этноса, национальности, расы и так далее.
Почему у нас нет закона об оскорблении расы? У нас нет такого закона. Почему? А сколько угодно оскорбляют – цвет кожи и все прочее: косоглазые, пузатые… Поэтому я все-таки считаю – нет, таких законов быть не должно.
А что касается того, что происходит во Франции, когда вы говорите о террористических актах, – то давайте не путать. А когда террористические акты происходили у нас? Когда они происходили в Америке, когда они происходят в Турции… Это все по той же причине? – да конечно нет. Любой религиозный фанатизм: исламский, иудейский, христианский – какой угодно, он и есть фанатизм. И тут не надо искать виноватых, в том смысле, что вот вы не защищаете их чувства, и вот они вам за это мстят. Это не так, там есть совершенно другие причины. Но все, что я вам говорю, – это мое мнение, а согласны или не согласны – каждый сам решает.
Видеозапись:
https://www.youtube.com/watch?v=bEbZVuuU_o0
Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (25.10.16)