«Понимаешь, наша беда в том, что мы похожи на них»

— Сейчас в России идет пропаганда против Европы, против Америки. Но и там тоже пропаганда против России. Было ли так пять или даже два года тому назад? Это было всегда или только сейчас?

Владимир Познер: Это было всегда. Почти всегда. Еще не было никакого телевидения. А когда уже возник Советский Союз с идеей перестроить мир, – это очень все изменило. Во время войны – нет, конечно, и во время Горбачева и начала Ельцина был маленький перерывчик.

К России всегда было отношение настороженное (какие-то странные, не такие, как мы). Я, кажется, говорил когда-то, что мой приятель Андрон Кончаловский (он же Андрей, хотя на самом деле он Андрон) как-то мне сказал:

«Понимаешь, наша беда в том, что мы похожи на них. Вот если б мы были зеленые или в полосочку, или в квадратик, они бы не ждали от нас, чтобы мы вели себя, как они хотели бы».

Например, китайцы. Китайцы себя не ведут так, как надо с точки зрения демократии и так далее: там нет никаких выборов, нет свободы религии, нет свободы слова, никакой оппозиции. Меня в Китае расстреляли бы. О чем тут говорить! Но это нормально – потому что это китайцы, они другие! У них другие глаза, и цвет кожи – поэтому что с них спрашивать? А вы-то такие же, как мы. Почему у вас не так?

И тогда надо объяснять (не только американцам – то-то вообще целина), – а европейцам, что, понимаете, здесь была другая история. Тут несколько сот лет было татарское иго, это вообще такая вещь, которая очень сильно потом повлияла…

Задать вопрос Владимиру Познеру