Владимир Познер: «Любовь к родине это, в том числе, сопротивление тому, что не в порядке»

— Как вы относитесь к патриотическому воспитанию в школе? Не кажется ли вам, что государству легче вдолбить в головы уважение и любовь к родине, чем сделать лучше жизнь людей, полюбить свой народ, человека как такового и как результат получить эту любовь в ответ. Ну как в семье. Не надо ничего втолковывать: любовь, забота, справедливость и милосердие лучше лозунгов. Может быть, патриотизм не нужно воспитывать?

И еще интересно, существует ли система воспитания патриотизма в школе в других странах? Буду счастлива получить ответ. С огромным пиететом, Ольга

Владимир Познер: Уважаемая Ольга, конечно, патриотическое воспитание в школе существует в разных странах. Например, в США во многих государственных (бесплатных) школах каждый учебный день начинается с того, что во всех классах стоя произносят Клятву верности флагу Соединенных Штатов Америки.

Но в принципе любая школьная система преследует эту цель. Вопрос только в том, как это делается. Топорно, как, например, в Америке, как это было в СССР, как предлагают делать в России, – или гораздо более тонким и эффективным путем: через искусство, через историю.

Любовь к родине – это в принципе естественная вещь, как любовь к матери, но не следует путать любовь к родине, то есть патриотизм, с шовинизмом, с проповедью превосходства.

Любовь к родине это, в том числе, сопротивление тому, что не в порядке, что не красит. Вспомните Лермонтова:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Такое мог написать только настоящий патриот, человек, любящий свою страну и страдающий от ее несовершенства.

Задать вопрос Владимиру Познеру