— В последние годы в мире наблюдается желание, скажем так, территорий некоторых государств обрести независимость: такое стремление испытывает Шотландия – от Великобритании, Квебек – от Канады, Каталония – от Испании, Техас и некоторые южные штаты – от США.
Как вы считаете, если все идет к тому, что в мире может возрасти количество государств, то какие блага и угрозы несут такие изменения? С уважением, Глеб.
Владимир Познер: Уважаемый Глеб, это довольно сложный вопрос. Такое стремление есть, но невозможно сравнивать какой-либо из штатов США ни с Шотландией, ни Квебеком, ни с Каталонией. Шотландия фактически была завоевана Англией. Квебек – франкоязычная часть Канады, по существу, другая страна. Каталония тоже была завоевана, да и язык у нее другой.
Я предполагаю, что в связи с «брексит» Шотландия выйдет-таки из состава Великобритании, но сильно сомневаюсь относительно Квебека и Каталонии, хотя некоторую бОльшую самостоятельность они получат (о Штатах не говорю, это исключено).
Мне не кажется, что этот тренд несет какие-либо угрозы – до тех пор, пока это происходит мирным и демократическим путем. Пример: была одна страна, СССР, она распалась, вместо нее возникло 15 независимых государств. Главное благо, которое они получили в результате, – это независимость. Конечно, они получили и испытания, но если положить эти два фактора на чаши весов, мне кажется, что их выигрыш сильно перевешивает: никто из них не мечтает о возвращении в прежний статус.
Задать вопрос Владимиру Познеру