— Вы однажды говорили о том, что в характере русского человека заложено желание переложить ответственность на другого, что ему важно, чтобы во главе власти была сильная фигура. И если посмотреть в ретроспективе, то такие у нас были практически всегда. Возможна ли в такой стране, с таким народом демократия?
Владимир Познер: Вообще демократия нужна или не нужна? У Черчилля по этому поводу есть несколько замечательных высказываний, в частности достаточно, сказал он, поговорить пять минут с рядовым англичанином, чтобы понять, что демократия никому не нужна. Он же говорил, что демократия – отвратительный вид политической системы, если не считать все остальные виды.
Это сложный вопрос. Как мне кажется, все-таки демократическая система, при всех ее недостатках, в наибольшей степени соответствует человеку. Но только человек доходит до этого довольно долго. Потому что рабская натура тоже вполне соответствует человеку, когда кто-то другой за тебя решает, особенно если то, что он решает, тебе нравится. Я не должен ничего делать, а он за меня делает. Я советую в этих случаях перечитать – если вы уже читали – пьесу Евгения Шварца «Дракон»
Мне кажется, что вообще стремление к свободе – это естественное человеческое стремление. История человечества это подтверждает. Но это длинный и тяжелый путь. Потому что он действительно предполагает ответственность. А ответственность всегда сложнее, чем безответственность.
Я не верю, что есть народы, которым это не нужно. Другое дело, что я не думаю, что тот вид демократии, который существует в одной стране, со своими традициями, можно взять и перенести на другую страну. И потом, если мы посмотрим, что происходит в мире сегодня, и в частности на Ближнем Востоке, можно сделать печальные выводы о том, что происходит, когда кто-то пытается насильственно что-то менять. Если взять Ирак – конечно, Саддам Хусейн не самый мирный человек, но сегодня Ирак многократно хуже и больше страдает без диктатора.
Все это вещи сложные, неоднозначные. А к чему на самом деле стремится человек – это очень философский вопрос. Я не хочу, чтобы мне указывали, имею ли я право читать New York Times или не имею.
Задать вопрос Владимиру Познеру