— Мы стараемся жить яркой жизнью и быть насколько можно успешными, интересными. И у всех нас в жизни есть какие-то ключевые моменты, которые, как нам кажется, посеяли зерно, которое через какое-то время начало развиваться. Интересно, какие у вас были ключевые моменты?
— Я вряд ли сумею так подробно вам ответить. Скажу, что были, конечно, моменты.
Один из них – это отказ быть биологом после пяти лет биофака МГУ, успешного его окончания и даже предложения идти в аспирантуру. Было внутреннее понимание того, что я не ученый, и несмотря на давление со стороны родителей, то, что я отказался идти в биологию, не зная, куда я пойду, но не буду биологом, я думаю, что это, может быть, одно из главных решений моей жизни. Потому что я был бы несчастным человеком, хотя, может быть, и успешным.
Так что вот это конечно такой ключевой момент.
Я думаю, один из моих разводов был для меня, для определения моей дальнейшей жизни чрезвычайно важным – после 37 лет совместной жизни.
Что еще? Еще, наверное, то, что я ушел с ТВ в знак протеста и принял ряд решений в связи с этим – тоже, наверное…
— Первый вопрос в продолжение темы различных культур разных стран. Где вам комфортнее всего? С точки зрения уюта, людей, с которыми вы общаетесь, еды и так далее. И второй вопрос, где вам комфортнее всего с точки зрения социальной безопасности.
— Вопрос очень хороший на самом деле и очень непростой. К сожалению, очень многое зависит от того, есть у тебя деньги или нет. И в смысле того, врач или не врач, и в смысле того, школа или не школа. Поэтому если исходить из среднего (социальный класс- ред.), я же не средний. Я – то, что называется по английски upper class. В конечном итоге – Франция, несмотря ни на что.
Расскажу одну вещь. Поскольку это публично, но я уже об этом говорил – то повторюсь. У меня был рак. И надо было решать, что с этим делать. И я решил, что мнения одного врача мне мало. И в конечном итоге я обошел, по-моему, восемь врачей в четырех странах. Соединенные Штаты, Франция, Англия и Германия. Ну и Россия тоже. И вы можете поверить – я получил шесть разных диагнозов? Шесть! Сколько врачей, столько диагнозов, почти. И мне пришлось самому решать, что делать. Потому что мне предлагали шесть вариантов! Ну вы понимаете, что значит врач? Ну да, вот есть от бога, а есть не от бога.
Конечно, если у тебя есть деньги – ты можешь обратиться к самому-самому. А иногда самый-самый о себе такого мнения, что он только и думает, что он один знает. Поэтому это непросто.
Я к Франции склоняюсь именно потому, что для меня она наиболее демократична. Все-таки французская школа, созданная Наполеоном, исходила вот из чего: все должны иметь возможность получить образование. Это важно не просто для отдельно взятого ребенка – это важно для страны! Страна таким образом находит наиболее ярких и талантливых. И для них должны быть бесплатные высшие учебные заведения. Для них, для лучших. Но сначала должно быть открыто для всех. Не должно быть так, что от того, что у тебя есть деньги, ты можешь определить своего сына в какой-то Итон. Во Франции это до сих пор все-таки так. Много недостатков. И то же самое – доступ к лечению. Во Франции – бесплатно. Нет, вы можете пойти в платную. Но вам скажут врачи – идите в бесплатное. Там лучше. Все-таки Франция.
С точки зрения уюта, там где моя жена. Она здесь, в Москве. Понятное дело. С точки зрения еды – ну конечно, Франция. И особенно вино. Я очень люблю.
Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (31.05.16)