Владимир Познер: «Церковь многоопытна, она сумела выжить там, где все остальные погибли»

Марина: Я атеистка и не меняла своего мировоззрения даже тогда, когда вся страна стала вдруг православной и первые лица государства дружно держали свечки и крестились перед камерами в храмах.

Кстати, как мы все знаем, – в прошлом (недалеком) все как один – комсомольцы и коммунисты, да еще изучавшие курс научного атеизма в вузах.

Как вы думаете, почему вдруг произошло все вышеперечисленное? Зачем это понадобилось власти? И как с точки зрения морали соотнести такое резкое отречение от предыдущей веры, особенно если ты лицо государства. Спасибо, с огромным уважением к вам.

Владимир Познер: Уважаемая Марина, ваш вопрос не имеет однозначного ответа – по крайней мере с моей точки зрения. Но все-таки главной причиной произошедшего я считаю соображения сугубо политического характера.

К концу правления Брежнева-Андропова-Черненко вера советских людей в саму систему была подорвана, что и предопределило развал СССР. Этот развал не был результатом революции, то есть какого-то идейного движения. Просто прогнившее здание развалилось. А что осталось? Какая осталась у людей вера? Да никакая не осталась.

Тут, с одной стороны, возникла церковь. Не будем забывать, что она существует два с лишним тысячелетия, она многоопытна, она сумела выжить там, где все остальные погибли. Ну, и появились политики, перед которыми стояла задача удержать страну от самоуничтожения. Для этого нужен инструмент.

Вот и сошлись интересы: с одной стороны, Церкви, с другой – политиканов. Они увидели (да и видят) в Церкви то, что может удержать страну, объединять. И если для этого бывшим коммунистам-атеистам и отличникам по предмету «научный атеизм» надо публично креститься и целовать руку патриарху, – что ж, нет проблем.

А уж о морали, уважаемая Марина, забудьте, потому как ее здесь нет и не было.

Задать вопрос Владимиру Познеру