Королев Андрей: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Хотелось бы узнать у вас следующее. Какую литературу вы считаете обязательной для воспитания здорового и нормального (адекватного), в вашем смысле, человека? Если можно, список литературы или авторов. Понимаю что такой литературы много. Литература любого вида, которую вы считаете действительно полезной для развития личности.
Владимир Познер: Уважаемый Андрей, прежде всего, что такое «здоровый и нормальный» в моем смысле человек? Мне сама формулировка совершенно чужда.
Что такое здоровый человек – понимаю сугубо в физическом плане. А что такое «нормальный», тем более «адекватный» человек, вообще не понимаю.
Но как бы и кто бы ни понимал это, нет у меня сомнений в том, что литература не воспитывает. Литература заставляет думать, страдать, радоваться, литература РАЗВИВАЕТ человека, обогащает. Это во-первых.
Что касается списков, то я считаю их бессмысленными. Собственно, списками занимаются тем, кто составляют школьные программы, мол, в возрасте 7 лет ребенок должен читать это и это, а в 12 лет – вот это и вот это, а в 17… и так далее. По-моему, это бред.
Надо прежде всего сделать так, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ читать, а это дело родителей. Надо совсем маленькому человеку (2–3 года) на ночь читать книжки, он в результате сам научится читать лет в пять, его потом за уши не оттянешь от книги.
Чтение – это нечто, похожее на наркотик, это привычка, от которой не избавишься, если ты «сел» на эту «иглу», то будешь заниматься этим до конца жизни.
Ну, а поведение ребенка в самой большой степени зависит от поведения родителей. Если вы не хотите, чтобы ребенок курил, сами не курите, если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой кровать, одежду, сами убирайте свою постель и одежду, личный пример – сильнее всего.
Задать вопрос Владимиру Познеру