Антон Иванович Кулаков: Уважаемый Владимир Владимирович, здравствуйте! Прошу Вас дать ответ на мой вопрос.
Многие молодые люди в России, и я в их числе, не находя понимания со стороны соотечественников того же и более старшего возраста, задумываются о том, чтобы покинуть отечество. И вроде бы понятно, что это личное дело и выбор каждого, который зависит от массы факторов. Но я хотел бы услышать именно ваше мнение по этому поводу в общих чертах.
Стоит ли молодому человеку тратить свою жизнь на сопротивление русскому невежеству и лени? Эмиграция — выход из сложившейся в наше время ситуации? Быть может, я и мои единомышленники и будем теми людьми, которые заложат фундамент «иного» мышления в России, или же мы так и будем оставаться в меньшинстве со своим мнением, испытывая сопротивление и гнет со стороны РПЦ, федерального телевидения и т.д.?
Владимир Познер: Уважаемый Антон Иванович! Вы задаете мне чрезвычайно сложный вопрос. Мне всегда казалось (и продолжает казаться), что эмиграция — выбор от безысходности. Выбор, связанный с ощущением того, что человек не может больше жить в своей стране, потому что дальнейшее пребывание в ней грозит ему гибелью — либо физической, либо духовной.
Нужно понимать, что иммигрант всегда останется чужим, куда бы он ни приехал. Даже если он выучится говорить на языке этой страны без акцента, так же, как говорят местные (что случается в редчайших случаях), даже если он будет вполне успешным (что случается довольно часто), все равно он останется чужим — как с точки зрения местных жителей, так и по собственному ощущению. Это надо понять, почувствовать и принять.
Признаться, я плохо понимаю ваши слова относительно «гнета» РПЦ и федерального телевидения. Вам, вероятно, известно, что я — атеист. РПЦ меня сильно не любит, я абсолютный ее противник, о чем говорю не стесняясь. Но со стороны РПЦ я не испытываю никакого «гнета», она никак не мешает мне жить так, как я хочу. Известно Вам и то, что программа «ПОЗНЕР» выходит на Первом канале, который является федеральным, так что говорить о «гнете» мне не приходится.
Я мог бы уехать легко, у меня французское и американское гражданства, ни в одной из этих стран я не чужой (скорее, чужой в России), но не ощущаю необходимости уехать и, пока я смогу делать свою работу так, как я ее делаю, и не буду опасаться экзистенциальных угроз, вряд ли уеду.
Что до того, что Вы со своим мнением находитесь в меньшинстве, так это удел всех мыслящих людей во всем мире. Словом, я не понял причин ваших раздумий, но одно скажу со всей определенностью: уезжать надо молодым, пока еще есть силы и время для осуществления своих замыслов.
Задать вопрос Владимиру Познеру