Владимир Познер и Валерий Рашкин: «Могут ли религиозные лидеры успешно править государством?»

На вопросы отвечают журналист Владимир Познер и политик, депутат Государственной думы РФ от КПРФ Валерий Рашкин.

Вопрос: Может ли религиозный лидер стать президентом?

Валерий Рашкин: Может ли религиозный лидер стать президентом? Каждому свое, конечно. Наша Конституция отделена от РПЦ, поэтому я разделяю эти вещи и считаю, что, в соответствии с Конституцией, государственным управлением должны заниматься люди, которые специально для этого избираются: президент, премьер-министр, депутаты, сенаторы, региональные губернаторы. Каждый должен выполнять свою функцию, поэтому я никак не соединяю лидеров религиозных конфессий и управление нашей страной.

Владимир Познер: Мой ответ основан на некотором знании истории. Я не знаю ни одного примера, который бы показал, что духовный лидер может успешно руководить государством. Другое дело, что некоторые президенты бывали верующими, но чтобы именно религиозный лидер успешно (так, как я понимаю слово «успех») руководил государством… Я такого примера не знаю и думаю, что это вряд ли.

Вопрос: При какой религии была бы возможна такая ситуация?

Валерий Рашкин: В светском обществе этого не должно быть вообще. В частности, в нашей стране уже давно определили, кто чем занимается. Это разная ответственность и разные задачи.

Владимир Познер: Есть примеры этого, например, в Иране: президент Али Хаменеи, который стал главной государства благодаря стечению обстоятельств. Сказать, что он был успешным лидером, я не могу, поскольку религиозный лидер основывает свои решения на совершенно определенных взглядах, которые связаны именно с религией. Будь то христианская, исламская, иудейская религия или, наконец, буддизм — это все никак не способствует, на мой взгляд, успешному руководству государством в целом.

Вопрос: Как скажется правление религиозного лидера на атеистах и других конфессиях?

Валерий Рашкин: Это зависит от человеческого развития, развития нации. У нас и сегодня на земном шаре есть различные формы политического устройства, но для этого есть традиции, культуры. Я, например, в России этого не представляю.

Владимир Познер: Так может быть, что религиозный лидер возглавляет государство, допуская, что существуют люди с другим взглядом на жизнь, он вполне может быть терпимым к атеистам. Я думаю, что, например, если бы Папа Римский Франциск вдруг стал лидером государства (хотя Ватикан и есть государство, хоть и не в общепринятом смысле), то он никого бы не притеснял, и в том числе атеистов. Необязательно ставить знак равенства: религиозный лидер — значит, притесняет неверующих. Мы знаем страны, где есть государственные религии. Например, в Израиле иудаизм — государственная религия, но, тем не менее, есть терпение и к католицизма, и к исламу, хотя в вопросах брака, например, признается только религиозный брак. А вот, скажем, в Иране, терпимости к другим религиям нет. Это очень конкретная вещь, которая зависит скорее от конкретных обстоятельств и человека, нежели от вероисповедания.

Вопрос: Может ли при такой ситуации потребоваться полная реформа государственного аппарата?

Валерий Рашкин: Я считаю, что вообще в человечестве всякое может быть. У нас и в истории было всякое: была монархия, рабовладельческий строй и так далее, но это все история. Мы можем философствовать, но может быть где-то в Африке шаман и может стать главой племени.

Владимир Познер: Трудно сказать. Это настолько риторический вопрос, что ответить на него тяжело. Я думаю, что такое может быть, но вовсе необязательно. Конечно, это будет означать, что школа становится предметом религиозного внимания, это означает соответствующие изменения в армии, изменение в состоянии общества, но насколько это переворачивает все, зависит от разных обстоятельств и конкретного человека. Но давайте признаем, что сейчас чрезвычайно трудно найти страну, где духовный лидер становится главой государства.

Вопрос: Хотели бы Вы жить в государстве, где президент — духовный лидер?

Валерий Рашкин: Я приверженец социального конституционного государства, в котором определены законодательные каноны и даются обязанности и права тем, кто в соответствии с законом занимает ту или иную должность. Иные варианты — это изменения в Конституцию. Я, конечно, могу предложить свои варианты изменения Конституции, но они вряд ли будут направлены на то, о чем мы сейчас говорим.

Владимир Познер: Извините за игру слов, но я скажу так: «Боже упаси!»

Проголосовать за каждый из ответов можно на сайте проекта «Дилетант»