Владимир Познер о прямой линии с президентом, предвыборной кампании в США и патриотическом воспитании

Не могу сказать, чтобы за последние три недели произошло что-то такое сверхъестественное, о чем бы я хотел с вами поговорить. Но было несколько любопытных вещей.

В частности, прямая линия президента, которая проходит уже традиционно – чуть ли не 13-я, если не 14-я, – там была одна вещь, для меня неожиданная. Я не знаю, смотрели вы или нет. Мне приходится смотреть по роду своей деятельности. Он конечно уже научился это делать, и делает это весьма умело, порой изящно даже, с чувством юмора и прочее. Естественно, что там есть вопросы организованные, но есть и не организованные, это тоже надо иметь в виду. Когда ему был задан вопрос по поводу Обамы, то он ответил чрезвычайно неожиданно – в том смысле, что высказался очень позитивно о нем, как о мужественном человеке, как о сильном человеке, который признал ошибку; что не всякий это сделает…

Я думаю, что для многих депутатов Госдумы, и вообще для многих людей, которые сегодня очень рьяно занимаются антиамериканизмом, это было неожиданно, и не очень понятно, как теперь надо быть. Потому что, как известно, надо делать так, как говорит президент, а тут как-то он говорит вроде невпопад. И это интересно очень, и мне любопытно, какое продолжение это получит и получит ли. Во всяком случае, вот на это я обратил внимание.

Второе – я не знаю, смотрите ли вы когда-нибудь журнал «Огонек». Он как-то, так сказать, изменился в последний год. И стал чуть более критичным в отношении власти. В последнем «Огоньке» на обложке – пацан лет девяти, одетый в военную форму, и на груди у него вышита не фамилия, а «казачий отряд», что ли. Он, так сказать, казак, и речь там идет о патриотическом воспитании молодежи. Как вы, может быть помните, президент некоторое время тому назад сказал, что может быть только одна идея, объединяющая всю Россию – это идея патриотизма. Ну конечно отклик мгновенно нашелся, и все стали со страшной силой заниматься вопросами патриотического воспитания. Причем здесь инициатива, можно сказать, редкая – и по регионам принимают свои законы о патриотическом воспитании, ну и конечно там есть вещи совершенно поразительные. Но в основном, я говорю без преувеличения, все сводится к военной форме, к строевому шагу, так сказать, и к оружию. Как стрелять, как отстреливаться и прочее. Довольно большая статья в «Огоньке» на эту тему, и людям, интересующимся подобными вещами, я очень советую посмотреть, потому что речь идет об определенной тенденции. Закон, ведь сейчас разрабатывается закон о патриотическом воспитании, т.е. патриотизм нужно, видите ли, по закону воспитывать в наших детях. С нами-то уже все – поздно, но вот детям надо. Поэтому если это пойдет так, как похоже, что это пойдет, это конечно может привести к очень опасным вещам для страны в будущем.

Это вот такая тема, которая, на мой взгляд, стоит вашего внимания.

Если говорить о том, о чем мы еще будем говорить и будем говорить довольно долго – о президентских выборах в Соединенных Штатах, т.е. о предвыборной кампании, то сегодня чрезвычайно важный день – сегодня как раз праймериз в штате Нью-Йорк. Нью-Йорк дает большое количество делегатов, 95 человек, это много. И по идее должен выиграть с большим отрывом от республиканцев Трамп, который давно не выигрывал. Он проигрывал подряд в нескольких штатах, правда, с небольшим количеством, но все-таки проигрывал. Но по ожиданиям он выиграет, так же как выиграет и Хиллари Клинтон. У нее тоже довольно большой отрыв, по крайней мере по предварительным опросам. Ну как раз сейчас и идет голосование, и мы узнаем результат, очевидно, завтра.

Необыкновенно интересно идет эта предвыборная борьба, такого давно не было в Америке, очень давно. Никто не знает, чем это кончится. Похоже все-таки, пока еще, что победит Хиллари Клинтон, но могут быть всякие вещи. Как вы знаете, на нее подали в суд за то, что она использовала, вернее, хранила секретные материалы на собственном компьютере, будучи госсекретарем. Это абсолютно запрещено, это нарушение закона. Если суд примет это к рассмотрению, то она должна снять свою кандидатуру. Если она снимет свою кандидатуру, если это произойдет, то вообще тогда не очень понятно, что будет. Берни Сандерс, над которым все смеялись, оказался все-таки довольно серьезным кандидатом, к тому же – ну, сказать, что он социалист, это преувеличение, но он конечно левый. А с американской точки зрения – крайне левый. Шансов на выигрыш у него как будто бы нет, но кто его знает. Всяко может быть. Так что это все очень интересная вещь, и если ночью не хочется спать, то можно это почитать, если вообще вас интересуют такие вот вещи.

Ну и еще важное событие – вся эта дурацкая история с нашими самолетами СУ-24, пролетевшими над американским эсминцем примерно в 30 м, и не один раз, что снято на видео, поэтому тут уж возразить нечего, ну и потом второй самолет – СУ-27, который перехватил американского разведчика. Все это происходило в нейтральных водах, и поэтому, собственно говоря, это вызывает некоторую тревогу. Естественно, американцы на это отреагировали очень бурно. Как всегда, наше министерство обороны ответило «Сами дураки». Это известный способ. Что, мол, мы все правильно сделали. Но это очень опасные игры, очень опасные, и когда госсекретарь США Керри сказал, что в принципе эсминец имел право открыть огонь по этому самолету – то вы представляете, что было бы: американский эсминец сбивает наш военный самолет. Завтра встречается НАТО с соответствующими нашими чиновниками – совет Россия – НАТО. Они не встречались с июня 2014 года, т.е. практически два года никаких встреч не было. Завтра они встречаются, и естественно они – я имею в виду НАТО – поставят вопрос о самолетах. Ну и слава богу, что встречаются. Это всегда лучше, чем когда молчат. Так что это неплохой признак, это такое, ну как вам сказать, такая некоторая провокационная что ли вещь, и это настораживает. Настораживает. Совершенно очевидно, что и в нашем правительстве есть ястребы, есть голуби. Сегодня, как мне кажется, все-таки верх берут ястребы, и это настораживает.

И, пожалуй, это основные вещи, на которые я хотел обратить ваше внимание.

А, вот еще о чем хотел сказать два слова. Вчера я посмотрел фильм моего хорошего товарища Леонида Парфенова «Русские евреи». Это довольно любопытная такая работа. Хотя это некоторый ликбез, если хотите, но хорошо сделанный ликбез, который рассказывает историю русского еврейства, как они образовались и кто они такие, и какую они роль сыграли. Это будет три фильма. Первый фильм кончается революцией, второй фильм – это где-то до 1948 года, когда была совершенно другая ситуация, и потом третий – это после 48-го года и о том, что происходит, опять-таки, с евреями в Советском Союзе. Этих фильмов еще нет, они еще не сделаны, сделан только первый. Сделан очень хорошо – Парфенов мастер, конечно. Правда, он как делал, так он все и делает. Те же жесты, тот же голос, та же манера – он не меняется. Это могло быть «Намедни», это могло быть что-то еще – это есть Леонид Геннадьевич. Конечно, большой мастер своего дела. Так что если вам будет делать нечего – вообще посмотрите, правда. Я не знаю, как вы ходите в кино.

Кстати говоря, насчет «кина». Я не так давно посмотрел фильм, который получил «Оскара». Он почему-то по-русски называется «В центре внимания», это очень странный перевод. По-английски – Spotlight. Spotlight – это свет, которым освещают стоящего на сцене человека. Рампа, прожектор. Вообще прожектор, наверное, правильно назвать. Это очень интересный фильм. Все-таки американцы время от времени делают фильмы чрезвычайно большого значения с точки зрения их общественно-политического звучания в самих Соединенных Штатах. Это история о том, как группа журналистов, которые работали в газете Boston Globe, известная очень газета, разоблачили католическую церковь. Вообще надо сказать, что Бостон – католический город, потому что в основном там ирландцы. И очень сильна католическая церковь. И оказалось, что священники, извините за выражение, употребляли мальчиков весьма активно. Но это, конечно, скрывалось. А вот журналисты сорвали эти покровы, и вы можете представить, какое было сопротивление – и со стороны церкви, и не только церкви. Ну и фильм о том, как все это происходило. Это очень здорово сделано. Кто любит такое кино. Некоторые любят фэнтези, чтоб вообще не было похоже на жизнь, я наоборот люблю про то, как мы живем. И это очень здорово сделано, так что опять-таки, если делать будет нечего, то очень советую.

Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (19.04.16).