Владимир Познер: «Частые путешествия позволяют понять, что ваше восприятие не является единственно правильным»

Мы застали Владимира Познера в Испании во время съемок его очередного фильма об очередной стране. Это и определило направление разговора.

— Вы сняли фильмы об Америке, Германии, Италии, Франции, Англии, Израиле. Сейчас «в работе» Испания. Чем обусловлен именно такой маршрут?

?- В значительной степени это получилось случайно. Хотя не во всем. Свой первый фильм об Америке я давно мечтал снять, еще в то время, когда об этом не могло быть и речи. Тогда я был невыездным. Мне очень хотелось повторить путешествие Ильфа и Петрова, которое они осуществили в 1935 году, и сравнить Америку того времени с Америкой 2006 года. Так случился первый фильм. И я никак не думал, что за ним последует еще и еще один. «Одноэтажная Америка» оказалась очень востребованной и возымела большой успех. Мне стали поступать предложения сделать что-нибудь еще. Тогда я подумал, что в такой же степени, как Америка, мне близка Франция – это моя страна. Поэтому второй фильм был именно о Франции. А затем пошло по накатанной: появился фильм об Италии – стране, о которой мне самому было очень интересно узнать больше. Насчет фильма о Германии я не был уверен, у меня с ней сложные отношения. Но тем не менее я его сделал.

— В своих фильмах вы делитесь со зрителем тем, что сами уже знаете, или вместе с ними открываете для себя ту или иную страну?

— Я открываю страну прежде всего для себя. Даже если ты живешь в стране, твои познания о ней довольно ограничены. Ты общаешься с людьми своего круга, посещаешь определенные места, а очень много куда и не подумаешь поехать. Поэтому твои представления о стране, которую вроде ты неплохо знаешь, далеко не полны. А когда снимаешь такой фильм, как мы, страна открывается совершенно с другой стороны. И я делюсь этим со своим зрителем.

— Как часто удается удивляться и открывать для себя что-то неожиданное в таких путешествиях?

?- Это происходит всегда. Это постоянные открытия, как в малых вещах, так и в очень важных. Наши сформировавшиеся представления о стране мы воспринимаем как должное. А когда оказываемся там в качестве первооткрывателей, выясняется, что эти представления абсолютно ошибочные.

— Какая из стран, которые вы уже изучили изнутри, удивила больше всего?

?- Не могу сказать, что какая-то страна удивила больше. Все примерно в равной степени. Но случались и неожиданные вещи. Например, когда я делал фильм об Англии… именно об Англии, не Великобритании… Я понял, что в отличие от шотландцев и ирландцев сегодняшние англичане не очень понимают, что такое быть англичанином. Они привыкли быть британцами, потому что империя Великобритания образовалась довольно давно и они всегда росли с ощущением «мы британцы». А когда империя исчезла, то и британцы тоже исчезли. Есть страна Великобритания, но она совсем другая. То, что англичане пытаются понять, кто они, и для этого обращаются к истории, ко временам Шекспира, было для меня совершенно неожиданным. Это было открытием. И такие открытия происходят в каждой стране. Это что-то такое, о чем никогда не задумывался. И вот нате… представление о стране меняется полностью.

— Мне показалось, что ваш последний фильм «Еврейское счастье» стал для вас довольно личным и открыл Израиль с другой стороны. Это так?

— Да, можно и так сказать. Я раньше бывал в Израиле, но в качестве туриста и очень недолго. Мое отношение к этой стране было в значительной степени окрашено политикой и определенными стереотипами. Ведь личное отношение есть всегда. Другое дело, что когда ты делаешь фильм об Израиле, как бы ты этого ни хотел, ты не делаешь фильм об израильтянах, ты делаешь фильм о евреях. Это воспринимается довольно остро. Было так и в нашем случае. Особо острая критика была со стороны иммигрантов, приехавших в страну в 1990-е.

— С чего обычно начинается ваша подготовка к фильму?

— Сперва мы определяем страну. Затем я начинаю собирать о ней информацию и думать, под каким углом мы будем подавать страну. Часто об этой зацепке говорит само название. Например, «Их Италия» называется именно так, потому что сам я об Италии не очень много знаю и мы ездили по местам, которые советовали нам итальянцы. Потом мы решаем,?у кого брать интервью. Это должны быть не столько известные люди, сколько представители той или иной профессии или религии и так далее. К тому моменту, когда мы выезжаем, скелет съемок уже готов.

— Во время съемок, в процессе которых вы больше журналист, удается ли побыть туристом? И наоборот, когда вы едете куда-то отдыхать, вы больше чувствуете себя журналистом и оцениваете все профессиональным взглядом или же все-таки вы турист?

— Мне кажется, если ты журналист, то абстрагироваться невозможно. Для меня это не столько профессия, сколько образ жизни. Это определенный склад мозга и определенное отношение к жизни. Даже во время экскурсии с гидом я как журналист подмечаю какието вещи, о которых гид и не думает.

Много лет я отдыхаю в одном и том же месте. Могу сказать, что даже во время отдыха профессия дает о себе знать – это какие-то наблюдения, выводы, которые поневоле возникают в голове.

— В какую сторону чаще всего меняется ваше представление о стране?

?- Например, прилетев в Иран, я ожидал увидеть довольно неприветливых женщин, с ног до головы одетых во всё черное. На самом деле всё оказалось совсем не так. Да, юбки ниже колена, но они вовсе не в черном. Улыбчивые и приветливые женщины с макияжем на лице, платочки на затылке. То есть то представление, которое было незаметно навязано СМИ, совершенно не подтвердилось. Такое случается сплошь и рядом. Но так, чтобы я думал о стране плохо и стал потом думать хорошо, или наоборот, – такого не было. Я вообще не так подхожу к стране, чтобы думать о ней хорошо или плохо. Да, у меня есть свои предрассудки. Но благодаря тому, что я это понимаю, мне удается с ними справиться.

— Куда вам нравится возвращаться больше всего и почему?

?- Мой любимый город – Париж. Но на вопрос «почему?» не будет настоящего ответа. Это всё равно что спросить «почему вы любите эту женщину?». Начинаешь рассказывать «она такая, сякая…». А на самом деле это необъяснимо. Гораздо легче сказать, почему не любишь. Я вообще очень люблю Францию и чувствую себя там как дома. Также я очень люблю Нью-Йорк – я там вырос, это мой город. Я очень люблю ездить и видеть разные места, но всегда люблю возвращаться туда, где я чувствую себя как дома, где мне хорошо.

— Куда бы вы ни за что не поехали?

— Я не поеду в тоталитарные страны, где нет свободы и притесняют людей. Тут во мне говорят мои политические взгляды. Например, я не поеду в Китай или в Северную Корею. Это мой принцип. Я уверен, что там много интересного, но я туда не поеду.

— Что вы обязательно берете с собой в путешествие?

— Безусловно, это одежда и туалетные принадлежности – то, что берет с собой каждый. Обязательно беру с собой что-то почитать, без этого не могу. Всегда беру с собой записную книжку и ручку – в любой момент захочется что-то записать, а я предпочитаю делать это от руки. Ноутбук, чтобы читать новости.

— Наверняка во время работы над фильмом за кадром остается много интересного. Был ли какой-то опыт в поездке, который запомнился больше всего?

?- Мы снимаем столько, что показать всё просто невозможно. Именно поэтому я и написал об Америке, Италии и Франции книги. Там рассказано то, что не вошло в фильм. Не могу сказать, что это какие-то случаи или приколы со съемок. Это, скорее, мои мысли, наблюдения и встречи, для которых не было места в фильмах.

— Чему научили вас путешествия?

— Если много путешествуешь, в первую очередь это учит тебя собираться. С одной стороны. С другой – привыкаешь к сменам времени. Частые путешествия позволяют понять, что ваше восприятие не является единственно правильным. Например, если вы попросите у испанца закурить, он протянет вам руку с одной сигаретой. Для русских людей это признак жадности. А на самом деле для испанцев это признак очень доброго личностного отношения. Мы воспринимаем всё со своей колокольни, но когда много путешествуешь, начинаешь понимать, что нужно залезть на колокольню той страны, где ты находишься, и тогда многое для тебя откроется.

— Вам ближе постоянные переезды и смена обстановки или все-таки больше хочется спокойной и оседлой жизни?

?- Моя жизнь так сложилась, и уже давно, что мне даже не приходится задумываться над этим. С одной стороны, я очень много езжу – это часть моей профессии. Я не представляю, как бы я без этого существовал. Но с другой стороны, я очень люблю быть в одном месте, в тишине, ни с кем не общаться и просто читать, думать, слушать музыку. Одно другому не мешает. Для меня не может быть только это или только то. В этом смысле моя жизнь очень сильно наполнена.

Текст: Ольга Купцова для OnAir