Владимир Познер поддержал телемост между Россией и Западом

5 марта впервые за долгое время состоится телемост между Россией и Западом. Рядовые граждане смогут пообщаться друг с другом в прямом эфире. В этот раз телемост свяжет РФ и ФРГ.

Немецкие журналисты возрождают некогда очень знаменитый формат телемостов между Западом и Россией. В субботу, 5 марта, в прямом эфире будут общаться жители Германии и РФ. Инициаторы проведения телемоста, радио Funkhaus Europa, входящее в состав WDR, и медиакомпания DW, уверены, что в условиях резкого ухудшения отношений между Москвой и Западом рядовым гражданам надо дать возможность пообщаться вживую, чтобы попытаться понять и услышать друг друга.

Более чем 30 лет назад такие же телемосты между СССР и США произвели эффект информационной бомбы, став символом потепления в отношениях Советского Союза и Соединенных Штатов. Можно ли ожидать такого же результата сейчас?

Запланированный на 5 марта новый телемост пройдет на базе немецкого Funkhaus Europa WDR в Кельне и в студии московского бюро медиакомпании DW в Москве и будет транслироваться также в интернете. Количество участников будет куда более скромным, чем 30 лет назад — по 5 человек в каждой стране. Funkhaus Europa разыграл право участия в телемосте, при этом планируется, что в студию придут не только немцы, но и жители других европейских стран.

Автор этого телемоста, редактор Funkhaus Europa Екатерина Гармаш считает, что отношения России и Европы значительно ухудшились в последнее время: «Политика, Украина, Сирия, ненависть, страх — все это разобщает нас. Россияне отворачиваются от Запада и считают, что Запад против них. Мы хотим показать, что это не так. В то же время и в Германии должны понять, что Россия не обязана разделять абсолютно те же ценности, что и Запад».

«Между российским и западным обществами сейчас существует серьезный уровень взаимного недоверия и антипатии. Сейчас даже больше, чем во время холодной войны», — заявил в интервью DW российский журналист и историк Николай Сванидзе. Он положительно отнесся к идее проведения нового телемоста, хотя не считает, что он может «резко изменить ситуацию».

Телеведущий Владимир Познер также согласен с тем, что это «полезное дело». Однако Познер отметил, что модерацией не должны заниматься журналисты: «Нередко они скованы редакционной политикой. К тому же для того, чтобы от этого был серьезный эффект, телемост должны проводить федеральные телеканалы, такие как немецкий ARD и российский Первый канал».

История телемостов СССР-США

Первый телемост между СССР и США состоялся в 1982 году во время молодежного фестиваля в Лос-Анджелесе. Идея его проведения принадлежала одному из основателей компании Apple Стиву Возняку и советскому сценаристу Иосифу Гольдину. Гольдин считал, что если в больших городах во всем мире поставить огромные телеэкраны и дать людям возможность общаться, то никогда не будет войны. Тем более — войны между двумя сверхдержавами.

Первый телемост прошел в развлекательном музыкальном формате и остался без особенного внимания. Однако такой же телемост Ленинград-Сиэтл в 1985 году произвел в Советском Союзе эффект информационной бомбы. Встречу простых жителей СССР и США в прямом эфире, обсуждение табуированных ранее тем сделали возможными начавшаяся перестройка и личное согласие Михаила Горбачева. Интересно, что передачу долгое время не решались показать и поставили в эфир лишь в феврале 1986 года.

Во время того телемоста обсуждались темы, о которых раньше могли говорить только на советских кухнях: сбитый южнокорейский самолет, война в Афганистане, внутриполитическая ситуация в Советском Союзе, ссылка Андрея Сахарова, положение евреев в СССР, закрытые границы, свобода слова и права человека.

Советские граждане с достоинством защищали политику своей страны, и нередко риторика была более чем жесткой. Их интересовали пропаганда в СМИ, направленная против СССР, безработица в США, детская проституция и расовая дискриминация в Америке. Нередко в аргументах сторон чувствовалась непонимание реальной ситуации в обеих странах и высказывались клише, навязанные политиками и масс-медиа.

Однако участники с обеих сторон пришли к выводу, что в конечном итоге и советские, и американские граждане хотят одного — мира и счастья для своих семей. Несмотря на недоверие и взаимные обвинения, они смогли увидеть, что по ту сторону экрана сидят такие же люди, которые не хотят войны. В конце следующего телемоста Ленинград-Бостон его участники уже аплодировали друг другу и приглашали в гости.

Ленинградскую часть телемоста вел тогда почти неизвестный в СССР сотрудник иновещания Владимир Познер, в будущем — звезда российской журналистики. Он подтвердил в интервью DW, что для советского зрителя тот телемост стал «бомбой»: «Телеканал был один, и программу увидела вся страна. Жители СССР посмотрели на обыкновенных американцев. Говорили о вещах, которые никогда не обсуждались на советском телевидении. Для многих это и было начало гласности».

Источник: Deutsche Welle