Уважаемый Владимир Владимирович! Моей маме после прочтения Вашей книги «Прощание с иллюзиями» и просмотра фильма «Еврейское счастье» очень захотелось написать вам письмо, что она, собственно, и сделала. Я взялась ей помочь попытаться донести это письмо Вам. Спасибо Вам. Далее передаю слово своей удивительной мамочке, которая в свои 78 лет не потеряла интереса, любопытства к жизни, сохранила ясность и живость ума и продолжает жить полной жизнью несмотря ни на что.
Наталья Николаевна: Уважаемый Владимир Владимирович! Закончилась последняя страница Вашей книги «Прощание с иллюзиями», которую я читала.
Немного о себе. Мне 78 лет. Конечно, я – продукт советского времени. Родилась и основную часть жизни я прожила в Средней Азии – Ташкент и Фрунзе (Бишкек), по профессии инженер-строитель. 15 лет работала в проектном институте и 15 лет преподавала в политехническом институте. Была замдекана строительного факультета. Увлечения: горные лыжи, туризм, велотуризм. Большое количество командировок по работе и путешествия дали возможность познакомиться и увидеть жизнь России изнутри. Из путешествий самое запоминающее: Камчатка (Долина гейзеров, действующие вулканы).
Дома были бесконечные разговоры на кухне, заканчивающиеся, как правило, вопросом: «Почему?».
Почему во Фрунзе строят автосборочный завод, причем привозят готовую машину, монтируют на нее металлическую цистерну для воды или других жидкостей и отправляют назад. Это ведь просто безумие возить воздух туда-сюда. Организовали производство пресс-подборщиков для сена. Наши были на две тонны тяжелее аналогичных из Германии.
Когда я работала во Фрунзенском политехническом институте, удивляло даже не то, что всякими путями «тащили» студентов-киргизов. Тут понятно, надо помогать. Они приходили на первый курс детьми природы из аулов, но уже к концу года их было не узнать. Почему- то они впитывали не самое лучшее, что было в нашей жизни. Значит, мы делали что-то не так. Некоторым мы поломали жизнь. После ХХ съезда партии нас, секретарей комсомольских организаций, собрали в ЦК компартии, первый секретарь республики озвучил тезисы речи Хрущева. Это был шок. Цифры просто убили.
В нашей семье были репрессированы два деда и дядя, да и маме досталось. Но как-то думалось, что это издержки.
Когда я работала в проектном институте, нам из Москвы прислали главного инженера – карьериста и не совсем порядочного человека. Нам, коллективу, удалось добиться, чтобы его убрали. Это был 1975 год. Правда, потом мы узнали, что он работает в другом институте на той же должности.
Читая книгу, я переворачивала страницы Вашей и своей жизни, сопереживая и радуясь успехам. Я очень хорошо помню первый телемост. Это первое знакомство с нашими постоянными «врагами» и соперниками. А это такие же люди! Мы так волновались за Вас. Каким бы мог быть сейчас телемост США – Россия? Возможен ли он, да и нужен ли? Или власть денег в мире отменила интерес и необходимость людей к общению?
Ваша передача «Времена»! Золотое время познания, надежд. Перестройка… Как ждали все перемен! Гласность…
В 2008 году я вместе с семьей дочери переехала жить в Белгород. Я горжусь своими детьми и внуками. Они совсем другие. Что меня мучает? Мне стыдно, что оставляем им страну такую раздербаненную и разворошенную. Неужели прощание с иллюзиями?.. Памятники Сталину, открывающиеся по стране. Неужели не хватило тех миллионов расстрелянных, чтобы была прививка на все времена. Рамзан Кадыров… Неужели мы снова сами, своими руками выращиваем очередного «вождя народов». Сменяемость власти, положения и условия работы журналистов, отношения к людям, имеющим отличное от официального провластного взгляда. Перед глазами Андрей Сахаров на трибуне с хлопающим агрессивным залом… Но что-то и как-то должно измениться. Неужели только лидер? Что, что нужно сделать, чтобы изменился народ? Неужели только время и хождение 40 лет по пустыне?.. Вы ведь все это знаете. Но хотелось поделиться своими мыслями и беспокойством. К этому меня подтолкнула Ваша книга.
Фильм «Еврейское счастье». Какой же это народ, чтобы за 60 лет в пустыне, на голом месте создать такое государство! Успехов им! В передаче «Познер» мы ждем встречи с интересными и достойными людьми.
СПАСИБО ЗА ВСЕ! Так сложилось в жизни, что не было возможности и условий посмотреть мир, побывать в других странах. Я всю жизнь мечтала о Париже. Сейчас это невозможно и по состоянию здоровья. Спасибо, что в своих передачах знакомите нас с другими странами.
С уважением, Наталья Николаевна Шахназарова.
Владимир Познер: Уважаемая Наталия Николаевна,
Прежде всего, разрешите мне поблагодарить Вас за Ваше замечательное, умное и трогательное письмо.
Я разделяю многие Ваши мысли и чувства, как и Вы, глубоко переживаю сложности России, но стараюсь, в той мере, в какой могу, способствовать изменению положения. Отдаю себе отчет в том, что эти изменения – глубокие, кардинальные – не могут произойти быстро. Уж больно велик корабль, это Вам не моторная лодка, которую можно развернуть на пятачке. Более того, попытки заставить этот гигант развернуться быстро не только обречены на неудачу, но приводят к тяжелым последствиям.
Вы пишете, что гордитесь своими детьми, что они – совсем другие. Правильно, наши дети совсем другие, а уж их дети и подавно. Знаете, сорок лет – это много в жизни одного человека, но ничто с точки зрения истории. Я абсолютно уверен в том, что через сорок лет Россия будет совершенно иной и, конечно же, несравненно более успешной, комфортной, демократической, чем сегодня. Вас не должно мучить чувство ответственности за состояние страны. Каждый делает то, что может.
А что до прощания с иллюзиями, то, поверьте, это хорошо: иллюзии – это обман, они уводят человека от реальности.
Хорошо, если он уходит из жизни, так и не поняв, что жил иллюзиями, что верил в неправду. Но горе тому, кто всю жизнь жил иллюзиями, но в один прекрасный день вдруг понял, что то, чем он жил, было ложью. Да, конечно, противно то, что ставят памятники Сталину, противно, что такие люди, как Рамзан Кадыров, находятся во власти, ужасно жаль, что профукали «окно возможностей», когда можно было многое изменить, но все это – вторично. Корабль разворачивается – медленно, встречая сопротивление, но неизбежно. Пусть ни я, ни Вы не будем свидетелями его полного разворота – важно понимать (не верить, а понимать), что это произойдет неизбежно.
Знаете, мой самый любимый политический деятель (вообще я их не люблю), президент США Авраам Линкольн, как-то сказал: «Я буду делать все, что могу, как могу, пока могу. И если в итоге окажется, что я был прав, то все слова моих хулителей не будут стоить ломаного гроша. Но если итог будет другим, то десять ангелов, поющих мне славу, не изменят ровным счетом ничего». Это, если угодно, мое правило жизни.
Будьте здоровы и счастливы!
Ваш,
Владимир Познер