Владимир Познер

Владимир Познер о росте антитурецких настроений в России

24 ноября в небе над Сирией турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, возвращавшийся на базу после выполнения боевого задания. Неожиданная атака со стороны номинально дружественного государства, в результате которой погибли два российских военнослужащих, вызвала справедливое негодование во всем российском обществе.

Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал турецкую агрессию как подлый «удар в спину» от пособников терроризма. Глава государства пообещал, что данный инцидент приведет к серьезным последствиям для российско-турецких отношений, и сдержал свое слово: Россия наложила эмбарго на ряд турецких товаров, российским туроператорам отныне запрещено отправлять наших сограждан на турецкие курорты, отменен безвизовый режим с Турцией, ограничивается деятельность турецких предприятий в России, прекращено двустороннее сотрудничество по большинству стратегически важных проектов, включая газопровод «Турецкий поток». Также сообщается, что в любой момент список санкций может быть расширен.

Очевидно, что введенные Россией ограничения вызваны логичным и закономерным стремлением руководства РФ призвать турецкие власти к ответу за содеянное. Вместе с тем приходится признать, что фактический разрыв отношений между вчерашними союзниками и партнерами подчас переходит границы политической необходимости и человеческой адекватности. Каждый раз при этом страдают простые люди – в частности, проживающие в России и связанные с ней экономическими, культурными и, наконец, семейными связями турецкие граждане, на которых неоправданно проецируется ответственность турецких властей.

Поднятая в российских СМИ антитурецкая волна оборачивается ростом ксенофобских настроений по отношению к туркам на самых разных уровнях: от бытового, когда пользователи соцсетей начинают удалять со своих страниц недавние фотографии отдыха близ Кемера, Аланьи или Сиде и снимать с холодильников привезенные с моря магнитики, до общегуманитарного, когда сворачиваются научно-образовательные программы и демонстративно рвутся нити межкультурного диалога, с таким трудом выстраиваемого Москвой и Анкарой.

30 ноября в Москве был закрыт Российско-турецкий научный центр, работавший на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.

Ситуация с ростом антитурецких настроений вызывает тревогу у российских правозащитников, ученых, общественных деятелей. Общее беспокойство озвучил тележурналист Владимир Познер:

«Когда применяют санкции, всегда страдают рядовые люди, это в обязательном порядке. Иногда страдают и не совсем рядовые, но рядовые страдают всегда, потому что применяют санкции против страны, а страна состоит из этих самых людей.

То, что происходит сегодня в России, судя по той информации, которую я получил, похоже на то, что турки, живущие в России, в результате резкого ухудшения отношений и санкций на самом деле страдают.

Разумеется, это реакция людей, желающих, видимо, выглядеть как суперпатриоты перед властью, ведь никто не потребовал, чтобы выгоняли турецких студентов из наших высших учебных заведений или закрывали турецкий культурный центр. Это делают очень старательные люди – старательные в том смысле, чтобы выглядеть как можно лучше перед властями. Это достойно, на мой взгляд, самого серьезного осуждения.

Это не то что перебор, об этом и речи нет в том смысле, что никто этого и не требовал. Это просто такая инициатива: посмотрите, какие мы молодцы, мы наказываем турков, которые здесь ни при чем.

С другой стороны, турецкое руководство должно было понимать, что те меры, которые оно приняло, даром не пройдут, что придется за это нести какую-то ответственность, но это уже вторая сторона.

Я очень опасаюсь того, что в результате таких вещей, как отчисление из вузов и так далее, в самой Турции какие-то меры будут применяться в отношении к русским, которые там работают или учатся. Это пример того, чего делать не надо».

Полностью статью можно почитать на сайте Московского Бюро по Правам Человека