Сегодня в программе с Леонидом Слуцким уже звучала тема Франции, поэтому мне кажется вполне логичным продолжить эту тему. Я хотел бы высказаться по одному вопросу, который к Франции имеет отношение. Речь идет о карикатурах на катастрофу самолета, летевшего из Египта в Санкт-Петербург. Карикатура, которая была опубликована на обложке известного журнала «Шарли Эбдо».
Я не знаю видели ли вы эти карикатуры или нет, можно их увидеть в интернете. Я их видел. У меня они вызвали чувство отвращения и стыда.
Как я сегодня сказал, разговаривая с господином Слуцким, я очень люблю Францию, я родился в Париже, моя мать была француженкой. Так что я, возможно, реагирую острее других, когда речь идет об этой стране и на то, что там происходит.
Вообще-то Францией я горжусь, может быть более всего ее свободолюбием. Я всегда с восторгом вспоминаю слова Вольтера, сказавшего: «Я не принимаю того, что вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».
А что бы сказал Вольтер по поводу этих карикатур? Ведь это тоже своего рода высказывание. И когда семерых работников этого журнала убили исламские экстремисты за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда, вся Франция встала на дыбы, на защиту свободы слова. Вся Франция вышла с лозунгом «Je suis Charlie» («Я — Шарли»), и я гордился Францией и французами. Кто сегодня скажет: «Je suis Charlie»? Я точно не скажу!
Имеют право рисовать такие карикатуры? Да, имеют, с точки зрения юридической, с точки зрения конституции. А вот с точки зрения просто человеческой, по-моему, нет, по-моему, не имеют. Это кощунство.
Правда то, что я думаю, не имеет никакого значения, но высказаться я хотел.
Удачи вам.