Владимир Познер

О признании и напоминании о прошлом

На прошлой неделе моя внучка Маша вышла замуж, вернее сказать так – оформила отношения, потому что она уже четыре года с лишним жила с Франсуа, ее нынешним мужем, появился ребенок, которому скоро два года, вот они расписались. Я там был, и это было как раз в городе Берлине, в городе, который я вообще-то люто ненавидел, причем довольно давно.

Вообще, я ненавидел все немецкое, кроме, может быть, пива и сосисок. Но сегодня я к этому городу отношусь в общем-то довольно хорошо. И прежде чем Берлин стал для меня симпатичным, скажем так, мне надо было примириться с ним, примириться с городом, который с самого моего детства олицетворял столицу нацизма.

Вот в районе, где уже более двадцати лет живет моя дочь, называется этот район Шёнеберг, то и дело встречается то, что может показаться небольшими рекламными щитами-плакатами, они чаще всего прикреплены к фонарным столбам или к стенам, а иногда стоят отдельно, но это не реклама. На самом деле на них написаны цитаты из указов Третьего рейха, которые касаются прежде всего евреев. Ну, скажем, написано «евреям собираться больше чем трем вместе – запрещено», «евреям сидеть на скамейках в парках – запрещено», «евреям заниматься в «спортивных обществах – запрещено», ну и так далее, в таком духе.

И вот эти щиты, это напоминание о прошлом и это напоминание встречается в Берлине буквально на каждом шагу. И получается так, что нация признала свою причастность к преступлению и свою вину в том, что она поддержала Гитлера и нацистов. Но признав это, не стала об этом забывать, а постоянно сама себе об этом напоминает.

В общем, как мне кажется, это довольно круто, как говорят ныне. И именно, пожалуй, это подтолкнуло меня к тому, чтобы изменить свое отношение к этому городу и не только к этому городу.

Вот недавно президент Путин утвердил мемориал жертвам сталинского террора, репрессиям. Мемориал будет стоять на перекрестке проспекта Сахарова и Садового кольца. Меня, конечно, это радует, хорошо бы убрать всю советскую символику со зданий, все эти серпы и молоты и так далее, да и не только это. Или, напротив, использовать их в качестве напоминания. Конечно, мне скажут – нельзя сравнивать германский нацизм и советский социализм и нельзя сравнивать Гитлера и Сталина. Но вы знаете, я не сравниваю, я просто хотел рассказать, как и почему изменилось мое отношение к Берлину.

Удачи вам.