Вообще я собирался поговорить об импортозамещении, ну о том, чтобы не слишком увлекались. Знаете, как в свое время Хрущев похвалил кукурузу и все принялись сажать ее всюду так, что потом даже не было хлеба, были карточки на хлеб на юге страны. Я собирался об этом немножко подробно поговорить. Но перед тем как поехать на работу, я читал газету New-York Times и узнал о деятельности одной организации, название которой «Последний адрес».
Вот помните, я как-то рассказывал вам о том, как в Германии возникло движение, смысл которого увековечить память жертв гитлеризма. Немцы стали выяснять, не жили ли в их квартирах люди, которых потом арестовывали и уничтожали в лагерях и так далее. Ну конечно это в основном были евреи, жертвы Холокоста. Ну и обнаружив такие случаи, они стали заказывать такие металлические плашки, где были фамилии и имена этих людей, когда они родились, подробности такие. И потом эти металлические плашки вбивали в тротуар около домов, где эти люди когда-то жили. И таких памятников, можно сказать, сейчас в Германии много, много тысяч.
Так вот выясняется, что у нас есть нечто подобное. Организация «Последний адрес» выясняет, где жил человек до того, как был арестован, и наносят на металлическую плашку его имя и фамилию, год рождения, год, когда его убили или когда он умер в лагере, и прибивают это к стене дома, в котором он жил. Это жертвы советского строя, жертвы сталинизма. И это делается только с согласия всех жильцов этого дома и только для тех, кто потом были реабилитированы.
Вот по-моему – это замечательное дело. И хоть как-то вспомнить и помнить об этих несчастных и ни в чем не повинных людях. Ведь неизвестно даже, где лежат их останки. Конечно, мне странно, что я прочитал это в New York Times, а не в какой-то российской газете. Может, где-то и было написано, но не попалось, но точно я могу сказать, что в российских СМИ этот вопрос никак не поднимался, не была подхвачена эта идея, ее не сделали, как бы это сказать, крутой, привлекательной. А мне кажется, что следовало бы.
Может быть вы – зрители дадите этому делу дополнительный импульс? Подумайте.
Удачи вам.