Среди тем, вызывающих бурное обсуждение в российском обществе, – вопрос о том, возвращать или не возвращать памятник Феликсу Дзержинскому на старое место. Когда-то такой памятник стоял перед зданием ОГПУ, НКВД, НКГБ, НГБ, КГБ СССР на площади Дзержинского, ныне Лубянской.
После провала путча 22 августа 1991 года я выступал перед этим памятником «Железному Феликсу», как называли тогда первого чекиста страны. Был свидетелем того, как громадная толпа чуть не свалила его, а весил он без постамента одиннадцать тонн, – если бы упал, то пробил асфальт вплоть до метро, которое ходило внизу. Но к счастью, Сергей Станкевич сумел остановить толпу, добиться того, чтобы памятник был аккуратно снят с постамента и увезен.
Вообще, предложения вернуть памятник на прежнее место возникали и раньше. В частности, к этому призывал мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. В последние годы это предложение звучит особенно настойчиво. И хотя ясно, что на Лубянку Дзержинский не вернется, возникли и возникают все новые предложения и проекты.
Если бы спросили меня, поддерживаю ли я идею возвращения памятника Дзержинскому, то прежде чем ответить, я задал бы вот какой вопрос: «А кто такой был Феликс Эдмундович Дзержинский?».
Ну, это был страстный, чтоб не сказать фанатичный, революционер, который несомненно укрепил позиции Ленина и большевистской партии казнями не только врагов, противников этой власти, но и совершенно невинных людей. Именно он создал первые в истории концлагеря, именно он сыграл важную роль в приходе к власти Сталина, что в свою очередь по сути дела отправило на свалку в общем-то замечательные идеи социализма. И превратило Россию, имевшую после Февральской революции шанс стать подлинной европейской демократией, в тоталитарную диктатуру, которая получила название СССР.
Следовательно, для тех, кому дорог Сталин, для тех, кто жаждал возвращения советской власти, с очередями, дефицитом, с Гулагом, всесильным КГБ, железным занавесом и прочими «прелестями», которые имеют либо прямое, либо косвенное отношение к самому Феликсу Эдмундовичу, – возвращение его статуи дело желанное. Для тех же, которые считают, что советский строй, сформированный такими деятелями, как Ленин, Сталин, Дзержинский и другие, нанес России колоссальный ущерб и по сути своей был античеловечным, в чем-то даже преступным, возвращение памятника этого не только неприемлемо, но и знаково в самом мрачном смысле этого слова.
Я отношусь к последним.
Удачи вам.