Главная » Видео » Встречи с В. Познером в «Жеральдин» » Владимир Познер: “Я считаю, что надо бы в школе преподавать историю религий”
Владимир Познер: "Я считаю, что надо бы в школе преподавать историю религий"

Владимир Познер: “Я считаю, что надо бы в школе преподавать историю религий”

– Вы часто критикуете РПЦ и христианство в том числе. Но я ни разу не слышала от вас критики в отношении к исламу. Хотелось бы услышать, как вы относитесь к этой религии. Не считаете ли вы эту религию реальной угрозой века. Так как в России и Европе, в той же Франции кстати, огромное количество мусульман, которые не хотят ассимилироваться, устанавливают свои порядки. Многие идут воевать за ИГИЛ, Варвара Караулова недавний пример. Скажите пожалуйста, почему они воюют за установление этих порядков и какое ваше отношение к этому.

– Давайте не путать церковь с религией. Я критикую Русскую православную церковь. А когда вы меня спрашиваете об исламе, то ислам – это не церковь, это вера. Поэтому нельзя сравнивать даже. Церковь, на мой взгляд: католическая церковь, Русская православная ерковь (Церковь, которая пишется с большой буквы Ц). Церковь имеет отношение к религии такое же, как, например, ЦК КПСС имел отношение к теории коммунизма. Примерно так. Это люди, которые считают, что они – разбираются. Римский папа – наместник Бога на земле, ни много ни мало. Он непосредственно с Ним – у него телефон, очевидно. То же самое патриарх. Светлейший и прочее.

Вы знаете, что в церкви абсолютно военная дисциплина, полное подчинение. Никакой свободы. Я противник церкви. Она всегда агрессивна и она всегда стремится к власти. Как католическая, так и православная, сталкиваясь с давних времен с королями, с царями – это часть ее характера. Религия – это совсем другое. Религия – это определенный философский взгляд на мир.

Если смотреть внимательно, скажем, на иудейскую религию, для чего необходимо читать Ветхий завет, то можно увидеть, что она довольно жестокая, иудейский Бог чрезвычайно жестокий, что избранный им народ проливает кровь со страшной силой. И вместе с тем это первая религия, которая определяет одного бога и которая формулирует определенные правила поведения – заповеди, как себя вести в жизни. Если это рассматривать не как от бога, а просто, то вот впервые четко изложено то, какими мы должны быть. Если посмотреть на христианскую религию, на то, как она призывает к примирению, к доброте; если тебя ударят по щеке, подставь другую; не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, – то вытекает целый ряд принципов, концепций.

Правда, на них никто не обращает внимания, не слушает, но это другой разговор. За две тысячи лет существования христианства человек лучше не стал. Это факт. Он как убивал, воровал, изменял, завидовал – так все это и продолжается.

Теперь ислам. Ислам очень близок иудаизму. Очень. И христианству. Он же намного моложе: иудаизм возник три с половиной тысячи лет тому назад, а христианство – две тысячи лет тому назад, а ислам – в седьмом веке. Это молодая религия, и она взяла и оттуда, и оттуда, и там тоже есть посылы, как себя вести. Я никогда не критикую религии, заметьте. Религию как таковую – только в том, что она не позволяет себе сомневаться. Вот я противник этого, когда тебе говорят: это так, а когда ты спрашиваешь: почему? – тебе отвечают: потому. Вот этого я не признаю. Но исполнителями этого являются церковники, то есть священники.

Что касается других религий… например, буддизм – совершенно замечательная религия в целом ряде вещей. Гораздо более мягкая, человечная, не признающая подчинения, соподчинения. Вообще, это тема очень интересная – религия как таковая. Я считаю, что надо бы в школе преподавать историю религий. Не Закон Божий, а историю религий, в том числе древних – начиная с политеизма, с греков, с римлян, с египтян. Это невероятно интересно! Это нас сформировало, это основы нашей цивилизации. Так что я совсем не склонен это критиковать. Другое дело, что – я еще раз говорю – я критикую запреты.

Когда человек рождается и начинает расти, его первое слово – это «почему?». Ну почему дождь мокрый? А почему огонь жжет? Почему. Почему… Это для нас свойственно. Мы хотим знать, а нам какие-то дяди говорят – нельзя.

Вот я спрашиваю – я же биолог – а как можно непорочно родить? Объясните мне, я готов, – а мне говорят: ну, это такое Чудо. Вот такое случилось. Но если внимательно читать эти вещи (а их надо внимательно читать! – люди, которые говорят: я православный, – как правило, ничего не читали) – там много есть того, что вызывает вопросы. Ну почему, когда бог сказал Моисею: «Пойди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил Мой народ», то Моисей сказал: «Не пойду, потому что я плохо говорю» (он ужасно заикался) и сказал: «Пойдет мой брат Арон». Он пришел. Бог говорит: «Он захочет, он согласится, но я ужесточу его сердце, чтобы потом наказать его». Первый раз наслал каких-то лягушек, потом наслал саранчу, это, то, а потом – убил всех перворожденных сыновей всех египтян! Всех! А они при чем тут? Ужесточил в очередной раз сердце фараона. Спрашивается – почему? Ну, захотел отпустить – и хорошо! Для чего? Чтобы доказать что? То есть у меня к нему есть масса вопросов. Увы, боюсь, что я не смогу их задать.

Из выступления Владимира Познера в “Жеральдин” (30.06.15).

При использовании текста активная ссылка на сайт “Познер Online” обязательна!

16 комментариев

  1. Альфия Поботаева

    Как я согласна с Вами! Лучше для детей- знать истоки религий. А не учить догмы какой-то одной. В нашей стране конфессий много, поэтому надо изучать историю религий, эти знания открывают мир во всем его многообразии.

  2. Религия способна генерировать злобу к инакомыслию и некоторую нетерпимость. Ярые ревностные носители религии имеют патологию психики в виде бредообразующих психозов и галлюцинозов (неземные голоса и видения).Но благо, что многие современные верующие это нормальные люди и они всего лишь имитаторы веры , никогда не переходящие границы реальности и модно с комфортом несущие веру. Но к сожалению религия все равно остается силой, способной ограничивать развитие человека в силу того,что Бог согласно канонам религии трактуется как некая высшая сущность, которая может наказать либо поощрить человека. Такой подход воспитания обычно применим детям. По этому сама идея о Боге кажется ребячеством.

  3. Валерия Проскурнова

    А у нас в школе преподавали “Историю религий”. Очень нужный премет, на мой взгляд. Развивает кругозор и закладывает в молодых умах понимание других религий и толерантность к людям иной веры.

  4. Борис Попков

    Это самый интересный вопрос который Вы задаёте, в конце Вашей программы участникам. Так почему Вы не сможете задать ему.

  5. Vitaliy Polikarpov

    странно.. уже комментировал это интервью. Зашел, а коммента моего нет, как и других.

  6. Gennady Ermak

    Мысль совершенно справедливая. Существует всеобщее предубеждение
    в вопросе веры – как только где-то начинается разговор о Боге, то люди начинают
    спрашивать друг у друга, к какой церкви они принадлежат. Но Бог и церковь – это
    диаметрально противоположные вещи, как небо и земля, где с одной стороны
    объективная реальность, а с другой историческое, субъективное представление об
    этой реальности. И самое главное, что долен знать каждый, чему нужно с детства обучать – это тому, что Божье Присутствие обитает в душе каждого человека, подлинная Частица Бога, и поэтому, человек всегда может в режиме ‘online’ общаться с Богом, и получать ответы. Безо всякой церкви.

    Да, историю религии надо изучать, чтобы понять историю сегодняшнего дня, из
    которого складывается день завтрашний. Но откуда брать ОБЪЕКТИВНЫЙ материал,
    если вся история религии столетиями переписывалась и утверждалась «официально»?

    Такое узнать можно только из планетарного откровения, от духовных личностей
    небесного мира, чем и является Книга Урантии – «Ранняя эволюция религии».

    Хотя, история на этом не заканчивается, поскольку небесный мир всегда был в
    контакте с людьми, и сейчас развивается программа обучения Христа – Обучающая Миссия.

  7. Наталья Некрасова

    Браво!

  8. Вообще, я спрашивала об отношении Владимира Владимировича к исламу, исламизации общества и действиях, так называемых радикальных исламистов, но ответа на свой вопрос, к сожалению, не получила. А РПЦ и христианство были упомянуты лишь для сравнения критики. И безусловно, отличия церкви от религии мне известны. Но дабы не вступать в полемику, т. к. и так много времени было уделено моему вопросу, я дала таким образом возможность Познеру ответить на вопрос как он считает нужным

    • Да, в самом вопросе уже звучала не только РПЦ, но и христианство. Да и в ранних выступлениях Познер говорил именно о религии – Православии, как об “особо неудачном выборе” России. Хотя на те “Почему”, которые задал он в этой беседе, никакая христианская конфессия иных ответов, чем “потому” не дает.

      Вынуждена с сожалением призать, что от ответа на вопрос он попросту ушел – может, боится ислам вообще упоминать, что по человечески понятно в свете всех последних событий. Но ведь понятно, что ЦК в виде Ватикана и прочей “вертикали власти” в христианстве, приобретающих власть в “союзе” с верховной властью стран противостоит что-то вроде, да простят меня мусульмане, “сетевого маркетинга” в исламе, и ячейки этой сети очень мелкие – любая небольшая группа мусульман, где бы они не находились, уже ею покрыта. Есть духовные центры – но нет единственного “наместника на земле”. Зато мулла безусловный непререкаемый авторитет, возражать которому опасно, а быть “отказником”, с принятием другой религии – смертный приговор, вполне законный. Нет необходимости в объединении с “вертикалью власти” для приобретения власти – потому что шариат включен в Коран, как его неотъемлемая часть, поэтому и шариатские суды могут действовать безо всякой “вертикали власти”.

      Какие-то элементы ( которые сейчас стыдливо именуются “перегибами”) были в раннние времена и в христианстве – но в исламе, который Познер заодно “омолодил” вдвое, это наложилось на период глобализации, а в такие времена этот принцип организации гораздо более действенен, что мы, собственно, и наблюдаем. Особое впечатление на меня произвело угасание наук и искусств под исламом – замечательный всплеск в самом начале, где-то первые два века, с дальнейшим удушением всего – до нынешнего состояния.
      Отдаю себе отчет в том, что мои познания об исламе поверхностны и неточны, но уж “чем богаты…”. Хотелось бы взвешенного сопоставления от знатоков.

  9. Наталья

    отрицание института церкви -такое же бессмысленное дело, как и отрицание института брака и семьи. Когда сталкиваешься с жизнью и смертью -оказывается он просто необходим. Когда речь идет о стариках и детях -без него просто не обойтись!!

  10. Наталья

    Основной затык( как говорят психологи) здесь кроется в приятии. работа над собой!! Принимаешь существование веры -значит легко можешь принять существование религий. принимаешь существование религий -значит нет проблемы с приятием института церкви. Открытость сердца и приятие!!!Если на одной из стадий ступор -значит именно здесь надо работать над душой и собой. “Душа обязана трудиться -и день и ночь….и день и ночь”

  11. Вадим Вымятнин

    Иудаизм и Христианство это одна религия, заветы разные, а религия одна, ветхий завет не обещал жизни вечной, он был по принципу, будешь поступать по завету, будет тебе благоволение в этой жизни. Христианский же Завет, он же и Иудейский, говорит о Вере, ну тоесть ветхий завет он не как не отменял основной Завет Иудеев, только они верили в пришествия Христа, Миссию, Спасителя, избавления себя от наказания за грех, а Христиане верят в то что Он уже пришел, Он Миссия, Он уже спас, уже избавил.

  12. Согласна, что преподавать в школе надо историю религий – причем не только монотеистических: иначе не понять ни того философского взгляда на мир, ни его отражения в искусстве. И преподавать этот обязательный, а не факультативный предмет в школе должен педагог – а религиозное образование для детей, родители которых желают его, должно проводиться в рамках религиозного учреждения, а не светской школы. У протестантов, кстати, есть неплохая традиция “конфирмации” – когда подростки получают у священника некое религиозное образование, и тем самым “законно” принадлежат в числу верующих Привлекает их, сколько я могу судить по скандинавским наблюдениям, не столько это знание, сколько праздник “повзросления” с многочисленными подарками – и потому все чаще празднуют “нон-фирмацию”. Но те, кто прошел конфирмацию, по крайней мере, информированы, во что предлагается верить – и понимают, что \Религия – это определенный философский взгляд на мир\, а не учебник естествознания. \Вот я спрашиваю – я же биолог – а как можно непорочно родить? Объясните мне, я готов\ – а не лукавит ли Познер? Он ведь с вопросом по верному адресу и пришел, на биофак МГУ. Ожидается,что Церковь на основе достижений науки ответит: ну так же, как с овечкой Долли? – вот какое потомство, и без барана! ( правда, тут еще загвоздка с у-хромосомой, ну так это и остается пока “чудом”). Или – что математик ответит, что к единичным явлениям в приниципе неприложима статистика: и из вкрутую сваренного яйца может, с ОООчень небольшой вероятностью, вылупиться цыпленок . Вряд ли именно научные ответы желал Познер услышать на свои “Почему” – ну услышал бы, например, эти, и что? Уверовал бы, что ли? 🙂 Религия ведь не о том совсем… И это именно Вера – с принятием, в целом, соответствующей “философской концепции”, без проверок “алгеброй гармонию” – печальный конец которых известен :-(.

  13. Владимир Владимирович. похоже, по всем Вашим “почему” простой ответ нашли в Дании, поставили “Колумбово яйцо” 🙂 – министром образования и научных исследований в новом правительстве стал…Ph.D. в области теологии, который в первом же интервью подтвердил свои представления о Создателе. Ну хоть Ph.D – а не совсем “кухарка”, как новый(ая) спикер (прямо по Ильичу!).
    И ведь все функционирует! – чудны дела твои…

  14. Чего можно бояться. если высказывание об исламе будет сочтено его “адептами” недостаточно уважительным, показывает, например, множество нападений, осуществляемых такими “высокорелигиозными” фанатиками – хотя не исчерпывается этим. Иудаизм обвинять в этом смысле более безопасно.
    Что до истоков – то Иисус (Иса) является одним из почитаемых в исламе пророков, т.е. какие-то переплетения есть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *