Владимир Познер: «И в самом деле, видимо, проворовались»

Я точно не знаю, кому принадлежит фраза: «На патриотизм стали нажимать, видимо, проворовались», кажется, моему любимому Салтыкову-Щедрину, но не могу сказать, откуда она; тем не менее гениальная и применяемая не только к самому патриотизму, но по сути дела к любому проявлению так называемой любви к отечеству – проявление, которое на самом деле является ложным и лицемерным.

Например, к обвинениям в русофобии фильмов, театральных постановок и просто высказываний, которые, тут еще одно замечательное вполне вранливое определение – «чужды нашим ценностям».

Я попытался составить кратенький список ряда русских классиков, которые, если бы они сегодня вышли со своими творениями, совершенно точно подверглись бы обвинению в русофобии. Ну, конечно Михаил Юрьевич Лермонтов со своим «Прощай, немытая Россия», это понятно. Лесков, автор «Леди Макбет Мценского уезда», – его обвинили бы не только в русофобстве, но и в склонности к порнографии и клевете на истинно русские ценности. Льва Толстого я даже не трогаю, его – это само собой: все-таки его отлучили от церкви, чего говорить. Достоевского – с его «Братьями Карамазовыми» и рассказом о том, как святой человек, старец Зосима, начинает разлагаться и пованивать после трех дней лежания в гробу, – подвергли бы уничижительной критике за искажение самого духа русского человека. А уж за повествование о «Великом инквизиторе» и вернувшемся на землю Христе так называемые православные активисты объявили бы ему, я имею в виду – Достоевскому, конечно, священную войну. И это далеко не полный список, следовало бы добавить и Чехова с его полными пессимизма «Вишневым садом» и «Тремя сестрами». Ну, и конечно же, великого сатирика Зощенко. На всякий случай напоминаю: названные мной люди составляют славу и гордость России.

Всякие критики и обвинения в русофобстве и проталкивание чуждых русскому человеку ценностей есть не что иное, как напирание на патриотизм. И в самом деле, видимо, проворовались.

Удачи вам.