Владимир Познер о своих любимых пластинках

8 апреля Владимир Познер устраивает в Московском доме музыки мероприятие под названием «О времени и о себе«. Журналист выступит в разговорном жанре, однако место проведения творческого вечера вполне соответствует его хобби. Владимир Познер имеет вполне сносный музыкальный слух, свободно чувствует себя в роли певца, предпочитая джаз и французский шансон, является увлеченным меломаном с огромным стажем и, как следствие, терпеть не может караоке. Виниловые диски Владимир Познер начал собирать еще в середине прошлого века, многие из них хранит до сих пор, хотя предпочитает не называть это «коллекцией».

По просьбе Weekend Владимир Познер рассказал Борису Барабанову о жемчужинах своего собрания, которые, конечно, многое говорят и о времени, и о нем.

Пит Сигер «We Shall Overcome» (1989)

Пит Сигер "We Shall Overcome" (1989)В США я учился в удивительной школе. Там, например, не было домашних заданий. Вместо учебников у нас были практические занятия. Вместо уроков арифметики у нас были «почта» и «магазин» — там мы учились складывать и вычитать. Историю мы учили по Вальтеру Скотту, на уроках труда самостоятельно изготавливали латы, щиты и мечи, дипломы по истории писали киноварью по пергаменту. Урок музыки у нас, как обычно, в школе все дружно ненавидели, пока на должность учителя музыки не взяли знаменитого фолк-исполнителя Пита Сигера. Я очень хорошо помню, как пришел такой долговязый, худющий человек. На одном плече было банджо, на другом — 12-струнная гитара. Он обладал потрясающей особенностью увлечь всех — нужно было петь всем вместе. Позднее я с ним подружился и вплоть до его недавней смерти виделся и переписывался с ним. Альбом «We Shall Overcome» — это запись его выступления в Карнеги-холле. Среди прочего там есть песня Вуди Гатри «This Land Is Your Land», которая в каком-то смысле больший гимн США, чем собственно официальный гимн страны. Помню, он говорил мне: «Обрати внимание, когда поют белые, они закрывают глаза, такое у них напряжение. А у черных глаза открыты, они расслаблены. Это другое восприятие музыки». На совместном альбоме с блюзменом Биг Биллом Брунзи он поет известную балладу «John Henry». Это песня о том, как молотобоец проигрывает машине, которая забивает сваи, и умирает. Брунзи записывался в студии, случайно зашел Пит, услышал, как он поет, взял банджо и записал песню вместе с ним.

Майлз Дэвис «Miles» (2002)

Майлз Дэвис "Miles" (2002)Нашу домработницу в Америке звали Джулия Коллинз. Это была совершенно черная женщина, которую я обожал. У нее было семеро сыновей, и все они были музыкантами. Мои родители-европейцы абсолютно не были заражены вирусом расизма и не возражали, когда Джулия брала меня к себе домой в Гарлем на уикенд. Утром в воскресенье все обязательно ходили в церковь. Можете себе представить, какого уровня госпел я там слушал. И вот оттуда пошло увлечение блюзом и джазом. Мне было лет десять-одиннадцать, а сыновья Джулии были взрослые мужики, и у них дома я слушал джем-сейшены с такими, например, людьми, как Чарли Паркер. Это был тогда совсем молодой музыкант, который еще не был «великим Чарли Паркером». Я еще не знал ни о каком бибопе, но это была очень неожиданная музыка. Впрочем, я больше люблю не столько рациональный, сколько эмоциональный джаз. Единственное исключение — Майлз Дэвис. Он играл тоже довольно холодную музыку, но я просто обожаю его альбом «Miles». А концерты были для Майлза Дэвиса скорее необходимостью, чем удовольствием. Он пытался отгородить себя от публики, отсюда прием всяких веществ. «Они» там — да и хрен с ними. Джазовым музыкантам вообще, как мне кажется, публика не нужна. Им нужна музыка. Они в ней целиком. Я помню концерт Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера — им никто не нужен был, они получали удовольствие друг от друга, а не от аплодисментов зрителей.

Карлос Клайбер «Complete Orchestral Recordings» (2014)

Карлос Клайбер "Complete Orchestral Recordings" (2014)Что касается классической музыки, то я помню, когда я был совсем маленький, мама ставила мне оперу «Кармен», и я в конце концов выучил ее наизусть. А потом папа подарил мне несколько дисков Шаляпина. Вообще мама хотела, чтобы я научился играть на скрипке, а я ее на дух не переносил. Но я очень жалею, что родители не научили меня играть на рояле или хотя бы на гитаре… Я довольно поздно постиг или начал чувствовать, что такое дирижер. Я долго не понимал этого. Понял, только когда моя собственная дочь сказала мне: «А ты послушай Клайбера». Одна и та же вещь с прекрасным оркестром, но с разными дирижерами — совершенно разное. И это можно оценить на слух.

Шарль Азнавур, Лайза Миннелли «Paris — Palais des Congres: Integrale du spectacle» (1995)

Шарль Азнавур, Лайза Миннелли "Paris — Palais des Congres: Integrale du spectacle" (1995)С шансоном я познакомился через маму. У нее были пластинки Мориса Шевалье. Она мне их ставила, несмотря на то, что он пел такие чуть-чуть неприличные песенки. Я очень люблю Жоржа Брассенса, но чтобы его понимать, нужно хорошо знать французский язык. Слова там поразительные, и как гитарист он, конечно, мастер великий. Что касается Шарля Азнавура, то я очень боялся идти на его концерт в прошлом году. Это действительно старый человек, и я боялся, что это тень того Азнавура, которого я знаю. Я так обрадовался, что ошибался! И голос есть, и внутреннее содержание! На концерте он на удивление много говорил. Может быть, сказывается его американский опыт. Я помню его знаменитый концерт с Лайзой Миннелли в Карнеги-холле, он там говорил по-французски, и многие реагировали. Но у нас французский язык знают гораздо хуже. В Москве он говорил о том, что главное — это любовь, что в его музыке это остается. Я помню, что, когда Азнавур был на вершине славы, в это же время был очень популярен Ив Монтан. У Монтана голос-то получше. Но художник-то побольше Азнавур. Он человек большого сердца, очень искренний и вместе с тем с замечательным чувством юмора, жизнелюб, женолюб, любит выпить — все это при нем. Мне предстоит брать у него интервью перед его концертом, который будет в Москве 22 апреля. На этот концерт нужно пойти обязательно, может быть, это вообще его последний концерт. Вы будете рассказывать о нем своим внукам, как я сейчас рассказываю, что видел Фрэнка Синатру. Я не знаю пока, о чем буду спрашивать Азнавура. Мне 81, ему 90. Может быть, спрошу: что вы можете сказать о жизни? Вот, что? Наверное, я с этого начну.

Луи Армстронг и Элла Фицджеральд «Porgy And Bess» (1957)

Луи Армстронг и Элла Фицджеральд "Porgy And Bess" (1957)Я видел Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд в Radio City Music Hall в Нью-Йорке. Я ведь «Порги и Бесс» еще помню, когда это был мюзикл, когда его только-только поставили. Я был очень маленький, но меня тогда поразила певица, которая исполняла роль Бесс. Я не мог понять, как она это поет! Когда вышел диск Армстронга и Фицджеральд, мне было странно, что кто-то еще рискует за это браться. Но когда я услышал, как это звучит, я растаял от восторга. Я, кстати, пою «Summertime», хотя это и женская вещь. Элла Фицджеральд для меня не джазовая певица. Вот Билли Холидей — лучше нее просто нет. Элла в большей степени эстрада, но такой музыкальности, такого проникновения в то, что она делает, не найти. То же и Луи. В его дуэте с Фрэнком Синатрой «Birth Of The Blues» сначала поет Фрэнк, а Луи играет на своем корнете, но когда наступает черед петь Армстронгу, Фрэнк начинает просто хохотать от восторга. Ритмика, пауза, подхват темы — это просто не поддается описанию.

Фрэнк Синатра «Sinatra: Best Of The Best» (2011)

Фрэнк Синатра "Sinatra: Best Of The Best" (2011)Фрэнка Синатру я впервые видел в Нью-Йорке в Radio City Music Hall в те годы, когда он соревновался с Бингом Кросби. Тогда их поклонницы вели себя так же, как у нас — поклонницы Козловского и Лемешева. Я тогда был сторонником Бинга Кросби, мне было лет десять. Бинг казался более обаятельным, и у него был уникальный голос, связанный с природными особенностями голосового аппарата, которые он не хотел исправлять. Это был 1946 год. И когда я попал на концерт Синатры, я просто сошел с ума от восторга. Он выступал с небольшим оркестром. Одну песню спел просто под аккомпанемент рояля. Очень хорошо двигался. Каждый жест был выверен, но хотелось думать, что он не репетировал это, а просто был таким. В нем было поразительное сочетание… Он вообще не пел, он как бы говорил. Он не был красив. Но он был яркий. В нем была приятная наглость. Синие глаза. Худощавый, невысокого роста. Шляпа набок. Сигарета на сцене. И типичное американское обаяние: «Мы-то с тобой понимаем…»

Леонард Коэн «Songs Of Love And Hate» (1971)

Леонард Коэн "Songs Of Love And Hate" (1971)Я пою, но, как вокалисту, мне, конечно, далеко до Фрэнка Синатры или Ната Кинга Коула. Я скорее Эрик Клэптон — голоса никакого, но музыкальность есть. Я люблю Клэптона, особенно некоторые его вещи, такие, например, как народная песня «San Francisco Bay Blues», он очень хорошо ее делает. Я получаю от него удовольствие, но не скажу, чтобы очень сильно волновался. Вот Леонард Коэн — это волнение. Взять, скажем, песню «Bird On A Wire»: «Я пытался по-своему быть свободным». Это не музычка, это гораздо больше. Это человек с глубоко поэтическим и даже трагическим восприятием жизни. Мы с ним одногодки. Я мечтал бы взять у него интервью. Однажды я был на его концерте в Монако, там было полно профессионалов, его коллег, и все были в полном восторге. Это уходящая натура, как и Боб Дилан, и Азнавур. Таким был Жорж Брассенс. Это философия. Люди рассказывают о мире. В этом есть что-то вечное. Что-то, что может менять твой угол зрения.