Есть же на ТВ долгожители – и мужчины видные, и выглядят прекрасно, и ум получше, чем у многих молодых. Например, Владимир Познер в свои 80 ещё какой огурчик! Интересно, в чём секрет такого долголетия?
«В теории человек может прожить и 150, и 300, и 500 лет», – уверяет Владимир Познер, который рассказал о секретах долголетия, здоровом образе жизни и невероятных теориях учёных.
– Владимир Владимирович, слушая вас, глядя на вас, очень сложно поверить в то, что вам 80 лет. Наверняка вас не раз спрашивали, в чём заключается ваш секрет долголетия. Что обычно отвечаете на этот вопрос?
– Я думаю, что никакого универсального секрета долголетия просто не существует. Конечно, свою роль в этом вопросе играет то, в каких условиях ты рос, как следили за твоим здоровьем, каким был твой режим дня и насколько здоровой еда. Но всё-таки я полагаю, что главный фактор, влияющий на продолжительность жизни того или иного человека, – это его гены. Но помимо всех этих достаточно очевидных вещей есть вещи менее очевидные и однозначные. Пока они не до конца исследованы и доказаны, но не учитывать их и отрицать тоже нельзя. Например, если человеку интересно жить, если он нашёл себя в профессии, в личной сфере, это наверняка повлияет на продолжительность его жизни. И конечно, не надо забывать: медицина колоссально шагнула вперёд! Заболевания, которые сегодня считаются чепуховыми и лечатся одним уколом, ещё относительно недавно считались смертельно опасными.
– Сегодня часто можно встретить людей, которые регулярно, но без особого удовольствия изнуряют себя спортом, а увлечение здоровым питанием сделали чуть ли не смыслом всей своей жизни. Что вы думаете по этому поводу?
– Ни в спорте, ни в здоровом питании ничего плохого, разумеется, нет. Другой вопрос, что всё хорошо в меру. Движение — это жизнь. И это тоже очевидно! Но ещё раз повторюсь: нельзя абсолютизировать или выводить какие-то общие для всех формулы. Приведу пример из своей жизни. Моя тётя умерла в 93 года. Она в жизни не курила, вела исключительно здоровый образ жизни. А её младшая сестра прожила 96 лет. И вот она всю жизнь курила как паровоз и, на мой взгляд, вела такой образ жизни, который здоровым никак не назовёшь. А отец мой умер в 66 лет… Ну вот пойди разберись, что да как тут…
Наша проблема зачастую ведь даже не в генах и даже не в плохой экологии или качестве еды. Проблема в том, что мы сами себя разрушаем своим образом жизни. Настолько мало двигаемся, что к 40 годам у многих животы висят. Слишком много выпиваем, курим. С тем же курением: ну как ты ни крути, не может быть полезным втягивание дыма в лёгкие. То есть мы всё знаем, всё понимаем, но при этом зачем-то методично продолжаем себя разрушать, а потом пытаемся найти секрет долголетия…
– В одном из выпусков вашей программы в гостях был всемирно известный крупнейший учёный, член всевозможных академий наук во всём мире Владимир Петрович Скулачёв. Вы говорили о многих интереснейших вещах, в том числе о проблеме старения, которой Владимир Петрович плотно занимается. Насколько я понял, он считает возможным уже в ближайшем будущем создание препарата, способного остановить старение. Звучит несколько фантастично. Согласны?
– Ну он же не о бессмертии говорит, а о несколько иных вещах. Если говорить просто и коротко, то его теория сводится к тому, что старение – это некая программа, выработанная природой, чтобы способствовать эволюции. Но эволюция состоялась, а программа старения продолжает существовать. Если это так, то почему бы эту программу не отключить, не поломать её за ненадобностью? Я склонен доверять словам Владимира Петровича. И его теория не кажется мне совсем уж фантастичной. В конце концов, в животном мире есть реальные примеры существ, у которых программа старения отключена. Взять, например, крошечного голого землекопа или гренландского кита. Тот же кит доживает до 250 лет, но до последних дней своей жизни у него нет никаких признаков старости. До последних дней у него сохраняются репродуктивные функции да и все остальные. Это невероятно увлекательно и интересно. Я большой поклонник Владимира Петровича и на той программе честно сказал ему, что в любой момент готов предоставить ему себя для опытов. (Смеётся.)
– Если однажды теория Скулачёва подтвердится и люди смогут жить по 300-500 лет, возникает целый ряд других вопросов. Например, не слишком ли большое испытание – жить несколько веков?
– Это другой аспект вопроса. Не надо, так не надо. В конце концов, умирать никто особенно не хочет. Мы же до сих пор не знаем, какой потенциал жизнедеятельности в нас как в живых организмах заложен при рождении. Я говорю сейчас о годах полноценной жизни, а не в состоянии немощных стариков. Если почитать Ветхий Завет, если верить ему, то Мафусаил, например, прожил 900 лет. Кто-то жил по 500, по 400 лет. Я исхожу из того, что человек не способен придумать чего-то такого, чего не может быть в реальности. Вы скажете: «Ну как же всевозможные драконы и прочие мифические существа? Люди придумали то, чего на самом деле не существовало и не существует». Но, с другой стороны, посмотрите на изображения этих существ. Что мы видим? Зубы, морды, хвосты, крылья, пламя, когти. То есть, по сути, ничего сверхъестественного, всё это реально существующие вещи. И когда я читаю в Ветхом Завете о том, что люди жили столетиями, я склонен считать, что так оно и было на самом деле. Было, но постепенно в силу разных обстоятельств изменилось.
Автор: Сергей Грачёв, «АиФ»