Об освобождении Давыдовой, Москве, высказываниях из Польши и фильме про Австралию

Вопрос: Давайте вернемся к фильму «Левиафан». Я его посмотрела, и у меня вопрос: не кажется ли вам, что то, что он удостоен приза, – это некое все же политическое воззрение, потому что фабула этого фильма очень правдива – да, это все Россия, я понимаю – да, это мы. Но какого-то искусства, какой-то художественной ценности лично я все-таки не увидела. Поэтому у меня сомнения.

В. Познер: Понимаю. Фильм получил «Золотой глобус». Эта не главная кинематографическая премия Соединенных Штатов Америки, но важная. Часто бывает, что фильм, получивший «Золотой глобус», получает и «Оскара». Не всегда, правда. Но хотел бы вам сказать, что наши фильмы, советские и русские, получали за годы существования Советского Союза и уже после Советского Союза «Оскара» семь раз. Первым был документальный фильм – как лучший документальный фильм, связанный с войной, – потом другие, художественные фильмы. Можно вспомнить такие, как «Москва слезам не верит», михалковский фильм «Утомленные солнцем» и другие. Это была политика? По-моему, нет. Просто они победили. Некоторые наши фильмы получали, на мой взгляд, главный приз – это «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Некоторые спорят, что «Оскар» поважнее. Но наших фильмов, которые получили «Пальмовую ветвь», гораздо меньше. Это «Летят журавли» – и все. Ну, бог с ним. Некоторые говорят сегодня: «Конечно, этот фильм получит, потому что это антирусский фильм. Потому что это русофобский фильм». Некоторые даже говорят, что он поэтому и сделал это, чтобы получить премию, что, конечно, неправда, абсолютно. Нет, по-моему, это художественное произведение, и я много знаю людей, которые голосуют, когда «Оскара» дают. Ведь кто голосует? Голосуют члены Академии. Академии киноискусства. Которые все – те, кто члены Академии (а их очень много) – режиссеры, сценаристы. Наверно, какие-то политические влияния существуют, но если кто-нибудь думает, что это сверху кто-то им указывает, – конечно, нет. Это независимая вещь – Академия киноискусства Соединенных Штатов Америки, как, впрочем, и наша Академия. Так что нет, я не думаю. Могу сказать, что нет. Получит ли он? – есть еще другой фильм (он называется «Ида»), который с ним очень сольно конкурирует. Может быть, «Ида», может быть, этот. Но посмотрим, сюрпризы бывают. Но я категорически не могу согласиться с тем, что это политическое событие. А когда Шолохов получил Нобелевскую премию за «Тихий Дон», – это тоже политика? Получал Пастернак, получал Бунин. А Толстой не получил. А он прожил еще десять лет после учреждения Комитетом Нобелевской премии по литературе. Так что удобно очень сразу сослаться на это: да, эти сволочи, они против нас. И конечно, если он выиграет, то будут такие мнения. Но если он выиграет, я вам обещаю, что он у меня будет в программе. Если нет, то – не будет.

Вопрос: Я очень люблю ваши передачи и большая поклонница. Живу уже много лет в Оттаве, в Принстоне. (В. Познер: Я почти угадал, где надо устроить парад Победы, я сказал Сидней). Если вы когда-нибудь захотите сделать фильм от Австралии… Я хочу подарить вам свою книгу – она вышла недавно совсем, в ней много интересного об Австралии, и она вам будет полезна, если вы когда-нибудь захотите сделать фильм.

В. Познер: Спасибо большое. Я вам хочу сказать по поводу Австралии. У меня есть австралийские друзья. Среди журналистов. Я им сказал, что я в жизни боюсь только одной вещи: я боюсь акул. А там!.. Громаднейшие акулы, так называемые большие белые, и недавно с самолета видели одну длиной в пять метров (представляете акулу в пять метров?) и весом, как считают, порядка 17 тонн. Протаранит корабль такая! Это первое. Кроме того, там же крокодилы! Причем не то, что вы думаете – там пресноводные крокодилы, они же и в соленой воде, в океане плавают! Это самые большие и самые свирепые крокодилы в мире! И они намного умнее акул. Это второе. И третье – там кенгуру. В отличие от многих из вас, я их не люблю. Они чрезвычайно несимпатичны на самом деле. Вот коалы – это другое дело. Так что я фильм в Австралии делать не буду, это я вам точно говорю.

Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (03.02.15).

При использовании текста активная ссылка на сайт «Познер Online» обязательна!