2 февраля 2015 года в программе «Познер» — Сергей Шаргунов

С. ШАРГУНОВ: Вообще я сторонник свободы. И я считаю, что все должны терпеть всех. Но так получилось, что мы живем в реальном мире, где многие вещи постигаются эмпирически, то есть опытным путем. И оказывается, что когда ты рисуешь распятие, увешанное сосисками, или, прости Господи, Троицу в каком-то странном соитии, или умышленно глумишься над Мухаммедом, находятся люди оскорбленные. Точно так же, как ты рисуешь нацистские карикатуры, которые существовали, как известно, в свое время. И здесь я не хотел бы, чтобы в России очень хрупкий мир, очень сложно сочиненный мир взял и взорвался. Этого бы я не хотел. Есть еще один важный момент. Ведь на кого-то можно рисовать, а на кого-то нельзя в том самом цивилизованном мире.

В. ПОЗНЕР: Например?

С. ШАРГУНОВ: Может быть, я заблуждаюсь, но вам, наверное, известна история с таким фриком и комиком французским по имени Дьедонне.

В. ПОЗНЕР: Очень хорошо знакома, да. Но он не рисует карикатуры.

С. ШАРГУНОВ: Нет, но он просто допустил хохмаческое, некое необязательное, на грани фола, может быть, за гранью фола высказывание…

В. ПОЗНЕР: По поводу евреев.

С. ШАРГУНОВ: Нет. По поводу карикатуристов. По поводу убитых. Он сказал, что «я и они, и их убившие… ха-ха-ха». Написал это просто у себя в Фейсбуке, потом стер эту запись. Его привлекли к отвественности, его даже арестовали.

В. ПОЗНЕР: Да. Пока еще идет суд.

С. ШАРГУНОВ: Но это же очевидные двойные стандарты. То есть, одному нельзя пошутить, а другие воспринимаются как герои. Я хочу сказать прямо, что страшного…

В. ПОЗНЕР: Нет, они не как герои. То, что их убили, делает их великомучениками, но не героями.

С. ШАРГУНОВ: Абсолютно согласен. Что касается страшного, варварского убийства, этому не может быть не только никаких оправданий, здесь не может быть никаких «но», здесь должна быть категорическая позиция осуждения. Что касается допустимости этого, особенно, повторяю, в такой взрывоопасной стране, как наша, я просто…

В. ПОЗНЕР: Правильно ли, что в некоторых странах демократических — например, в Англии, и не только в Англии — отрицание Холокоста является уголовным преступлением? И можно сесть на 5 лет в тюрьму за то, что ты говоришь: «Никакого Холокоста не было, это евреи все выдумали, чтобы получить земли в Палестине, а на самом деле… ну, убили каких-то, конечно…». Правильно, что есть такой закон, что это уголовное преступление?

С. ШАРГУНОВ: Европейцам самим решать в этих конкретных странах…

В. ПОЗНЕР: Ваше отношение.