Вопрос: Правильно ли я понимаю, что сейчас американцы практически правят миром. И если что-то есть, что-то большое, что радует, то это в Америке?
В. Познер: Не знаю насчет того, что что-то есть в Америке… Просто XVIII или, там, XIX век был английским: Великобритания, колоссальная империя.
Продолжение вопроса: Но Америки тогда еще не было.
В. Познер: Интересно! А когда появились Соединенные Штаты? В 1776 году. Они были британской колонией, воевали с Великобританией и добились своего: они были отпущены. Так родились Соединенные Штаты Америки. Вплоть до Первой мировой войны мир был британским. Британия правила миром. После Первой мировой войны, которая была очень разрушительной для Европы и, в частности, для Великобритании, и совсем не разрушительной для Соединенных Штатов Америки, наоборот, очень способствовала развитию там промышленности и так далее, – миром стали править Соединенные Штаты Америки. Это уже XX век. Двадцатый век – это американский век. В это вмешался Советский Союз, он пытался вложить другую модель развития, но, конечно, не мог никак, с точки зрения привлекательности, сравниться с Соединенными Штатами. После Второй мировой войны – мог, с точки зрения военной мощи, но это не есть самое привлекательное. И до конца XX века главной страной остается самая сильная страна – Соединенные Штаты.
Экономически и в военном отношении.
На сегодняшний день возникает еще одна сила: Китай. Китай как экономическая сила, он производит больше, чем Соединенные Штаты, но это он производит для одного миллиарда трехсот миллионов человек. И когда то, что он производит, делится на миллиард триста миллионов, то оказывается гораздо меньше, чем то, что производят Соединенные Штаты для своих двухсот пятидесяти миллионов. То есть они, Штаты, намного богаче на самом деле. И в военном отношении гораздо более мощные, и пока еще продолжают влиять именно экономическим образом на мир. Это так. Этот век, XXI-й, не будет американским. Он, скорее, будет китайским. Уже сейчас намечаются вот эти новые контуры, но он не будет русским. Это я вам говорю точно. И он не будет европейским. И вообще, все чуть-чуть сдвинулось туда, потому что с точки зрения экономического развития (а это самое главное сегодня) именно Восток является ведущей силой. Возьмите такую страну, как Южная Корея, которая была вообще никакой, – которая сегодня всем показывает, как надо. Примем это доказательство со стороны Южной Кореи, поскольку это не имеет отношения ни к культуре, ни к истории, ни к этносу, потому что тут рядом – Северная Корея: тот же этнос, та же культура, та же религия. Я говорил это в своей программе: когда спутник летает ночью, – вся Южная Корея горит, а Северная Корея…
Вопрос: Я просто хотела уточнить: демократия в Россия возможна, а что может этому помочь?
В. Познер: Да, возможна. Этому может помочь только время. Это, конечно, грубо, что я скажу: когда я приехал в Советский Союз, люди подтирались газетами. Как только они увидели, что есть туалетная бумага, они кинулись за ней. Ходили с «гирляндами»… Значит, люди понимают, что лучше. Другое дело – когда оказывается, что демократия заключается в том, что у кого-то сто миллиардов, а у другого ничего, то – нет, это не лучше. Но когда это реально, когда демократия означает, что я могу выбрать мэра и у меня есть реальный выбор, а не то, что мне назначили. Демократия – это когда я могу поехать куда хочу. Если у меня есть деньги, – пожалуйста. Никто не может меня остановить. Я могу сказать что хочу, без того чтобы меня уволили с работы. И много-много всякого другого. Для людей это нормально, это хорошо, но только требуется время. Требуется определенное развитие. В других странах это 150, 200 лет. Конечно, очень не хочется ждать. Очень не хочется. Но я абсолютно верю, потому что Россия – это страна иудейско-христианская с точки зрения своих истоков. Как вся Западная Европа, Соединенные Штаты и так далее. И поэтому она пойдет по этому пути, в этом у меня нет никаких сомнений. Другое дело, что я не дождусь. Хоть я и не старый, но все-таки не дождусь.
Вопрос: За что вас критикуют и за что вы ругаете себя? И какой фильм, скажем, за последние два года, произвел на вас самое большое впечатление?
В. Познер: Я себя ругаю всегда, это вам искренне говорю. Я собой недоволен чаще всего. Иногда говорю: ой, молодец! – особенно когда в теннис играю. А фильм, который мне страшно понравился, называется «Гранд-отель «Будапешт». Я получил такое удовольствие!