Как Владимир Познер поговорил о патриотизме с Оливером Стоуном

Однако Познер, явно не вполне разделяя воззрения своего гостя на Америку как империю абсолютного зла в мире, все время выводит разговор на то, что волнует его самого — и отнюдь не в связи с Америкой. «Вас могут обвинить, что вы не патриот, что вы подрываете основы… Вы на российском ТВ — это будут смотреть и американские СМИ… они на вас нападут. Вы не боитесь этого?» А Стоун как будто даже не понимает опасений ведущего: книга «Нерассказанная история США» издана у него на родине и хорошо продается. Фильм показан по американскому ТВ два года назад и продан в 40 стран — Россия купила его одной из последних. А с оппонентами он готов спорить — только и всего.

Традиционная «прощалка» Познера, ради которой порой и стоит смотреть всю программу, лишь подтвердила, что, разговаривая со Стоуном об Америке, он на самом деле имел в виду проблемы отнюдь не заморские. «Как вам кажется, Оливер Стоун патриот? По-моему, несомненно. Конечно, в глазах так называемых патриотов-консерваторов в Америке он вовсе не патриот, он «пятая колонна», он американофоб, он враг народа и т.д. Собственно, они говорят о нем точно так же, как некоторые наши патриоты-государственники говорят о любом человеке, который критикует Россию, — «пятая колонна», русофоб, иностранный агент, ну и прочее. Вздор это, глупость и тупость. Есть люди, которые глубоко переживают за свою страну и которые считают нужным публично и во весь голос говорить о ее проблемах, ошибках, заблуждениях и, если надо, даже о ее преступлениях. Они считают, что общество должно знать, должно задумываться, должно быть в курсе, чтобы каждый отдельный человек, каждый член этого общества действовал как гражданин — осознанно и ответственно. Это и есть настоящий патриот. Понимаю: то, что я сейчас говорю, сегодня не слишком популярно в России, но меня это не смущает ничуть. Пусть не смущает и вас».

Владимир Владимирович в угоду моменту и редакционной политике немного покривил душой. Ему ли не знать (да и Стоун это так или иначе доказал), что в Америке Стоуна «пятой колонной» не считают и кислород ему не перекрывают, а если и спорят, то цивилизованно, публично доказывая, в чем не прав или в чем искренне заблуждается оппонент. «Тот, кто сегодня поет не с нами, тот против нас» — это типично российский взгляд на любую инакость. Точно так же, как и любого, кто исповедует «правильную» точку зрения, у нас стараются использовать в нужных пропагандистских целях»: «Ах, вы не верите нашим пропагандистам, сорвавшим глотки в обличении «мирового жандарма» и «властелина мира»? Так послушайте выдающегося американского режиссера, он-то врать не будет».