– Я понимаю. Вы только что сами вызвали этот вопрос. Вы сказали «в Иерусалиме», что в своем фильме назовете столицу Израиля – нашу реальную столицу Иерусалим или не станете «размахивать красной тряпкой», как принято в мире, скажете Тель-Авив. Ведь это в мире идет спор о статусе, в мире вопрос считается проблематичным. У израильтян такого вопроса нет – Иерусалим единственная и неповторимая столица Израиля. Что скажете?
– Это я понимаю, но тем не менее тогда очевидно существует противоречие между Израилем и остальным миром или большей ее частью, и вот обходить этот вопрос я не стану.
– Но ответа пока не дадите, пока не закончите фильм?
– Ну почему не дать? Да, израильтяне считают, что Иерусалим их столица, остальной мир считает не так. Задается вопрос, что вся рота не в ногу, один прапорщик в ногу, или как? Вот это вопрос, который конечно надо рассматривать. Тем более что хорошо ли, плохо ли, часть Иерусалима – арабская часть, еще какая-то… В общем – это сложный вопрос и одностороннее объявление, что это наша столица, а остальные, которым это кажется странным – могут идти гулять, – я не уверен, что это самый правильный подход. Но еще раз говоря, я хочу к этому присмотреться как следует, буду задавать вопросы, буду разговаривать с людьми разными, в частности, вот сегодня у меня очень большое интервью с одним их крупных раввинов, и постепенно у меня будет возникать какое-то понимание вопроса.
– Не сомневаюсь. Вопрос проще, у вас маленькая съемочная группа?
– Ну нет, она не маленькая, нас человек двенадцать.
– Включая Ивана Урганта или не включая?
– Включая. Но у Ивана, как вы знаете, ежедневно есть программа, поэтому ему трудно здесь быть постоянно. Он вот улетел как раз вчера поздним самолетом, но он принимает участие.
– И еще, об Израиле снято немало и, кстати, в основном почему-то предпочитают показывать горы, верблюдов и девушек в военной форме, но никто не задался вопросом, например, почему в так называемом «американизированном» израильском обществе, за исключением, может быть, «Макдоналдса», не прижилась практически ни одна американская сеть быстрого питания? Дело тут в национальном характере? Или, скажем, почему несмотря на забавную историю с Содомом и Гоморрой, именно наш город стал международной столицей гей-парадов? Парадоксов масса. Зная ваш нетривиальный подход к объектам исследования, уверен, что вы уже нашли самые-самые изюминки или нет еще?