10 ноября в программе «Познер» — Оливер Стоун

В. ПОЗНЕР: Вы начали эту серию в 2008 году вместе с профессором Кузником из американского университета. Она называлась поначалу «Секретная история Америки». 10 серий. И потом книга вышла. Хорошо издана, красиво очень.

О. СТОУН: Да, я слышал. И продается неплохо.

В. ПОЗНЕР: Да, кажется, так. Книга называется «Нерассказанная история Соединенных Штатов». Я бы хотел сказать нашим слушателям, что сразу после этой программы – первая серия вашего документального фильма выйдет на экраны Первого канала. Сразу же после этой программы. Так что никуда не уходите, не советую. И потом каждую неделю будут показывать. Но, так или иначе, книга переведена на русский язык, и некоторые люди могут сказать, что русские с удовольствием это сделали, потому что это антиамериканская книга и антиамериканский сериал. И учитывая взаимоотношения, это как раз попадает в антиамериканскую пропаганду, которая сегодня в нашей стране имеет место быть, и об этом можно слышать довольно часто. Что вы скажете?

О. СТОУН: Это совсем не про меня. Вы видели мои фильмы про Вьетнам, про Кеннеди. Я стремлюсь к свету, я ищу правду. Я вырос на фальшивой истории США. Не говорю, что там все было неправдой. Конечно, многое, чему нас учили, было близко к правде, просто темные моменты, теневые стороны, кошмарные эпизоды этой истории замалчивались. В Америке мы имеем вариант мировой истории от Диснея, и это проблема, которую мы не особо осознаем. Например, школьником меня учили, что американцы выиграли Вторую мировую войну. А если обращаешься к фактам и изучаешь историю войны в Европе, русские внесли основной вклад в победу над фашизмом, нет сомнений. Они сражались и «вырвали кишки», как выразился Черчилль, у немецкой армии, величайшей, какую видывал мир. Мы многим обязаны Советскому Союзу за эту войну. Потому что, если бы русские перестали сражаться, дойдя до своих границ в Восточной Европе, и предоставили американцам, британцам и союзникам сражаться за остальной мир, Америка потеряла бы еще миллион человек, последствия были бы долговременными.
Другой миф – о необходимости сбросить атомные бомбы в конце войны. Мы глубоко изучили это. Мы увидели и убедительно показываем, что мы сбросили эти бомбы. Япония была истощена, была на грани коллапса. Это было предупреждение русским, что после Второй мировой войны править балом будет Америка, что мы теперь лидеры. И мы пошли на эти варварские действия, чтобы показать, что мы лидируем в мире теперь.
Это очень важные вещи для Америки. И в основе наших проблем то, что мы всегда видели в России врага. Я родился в 1946 году и вырос с мыслью, что русские ничуть не лучше Гитлера — как немцы. Мне говорили мой отец и многие другие, что русские идут, что они стремятся доминировать в мире – вместе с китайцами, кстати, — что коммунистическое движение стремится к покорению мира, свидетельства чего мы не обнаружили в том же Вьетнаме, кстати говоря. Но мы выросли в страхе, в огромном страхе, и он преследует многих моих ровесников. Многие из них полностью разделяли аргументы «холодной войны». Мы должны оставить эти аргументы в прошлом, двинуться в новую эпоху. Но мы не смогли этого сделать. Вот почему эта книга принципиально важна. Вы спросили, антиамериканская ли она. Нет, потому что у Америки было много великих моментов, отличных возможностей во время кампании Генри Уоллеса, например. И он почти стал президентом США в 1945 году, в крайне важный момент – когда умер Франклин Рузвельт, к сожалению, слишком рано.

В. ПОЗНЕР: Ваш сериал показывали в других странах? Не только в России?