Совсем недавно один почтенный сенатор, выступая перед коллегами в Совете Федерации, посетовал на то, что в СМИ грешат тем, что дают сплошь отрицательную информацию, никакого позитива. И в качестве примера он привел случай, когда была крупная автомобильная авария на севере нашей страны, после того как выпал снег и была скользкая дорога. И СМИ уделили этому очень большое внимание.
Он говорит: «А собственно, на севере снег, скользкая дорога и аварии, в этом ничего такого особенного нет. Но тем не менее только об этом и писали. А то, что открыли комбинат или завод по производству импортозамещающих лекарств, вот об этом ничего не написали. И вообще, надо заняться государственной политикой в области информации».
Я по этому поводу хотел бы сказать вот что. Во-первых, мы – люди – так устроены, что события драматические, такие как авиационные катастрофы, цунами, пожары, землетрясения, наводнения, убийства, нам интересны. Это так – и никуда не денешься. А вот очень позитивное сообщение о том, что доярка Иванова надоила ну невероятное количество литров молока, установив мировой рекорд, что-то нас не очень увлекает. Это надо признать. И отсюда второе. Средства массовой информации стремятся к максимальной аудитории, потому что – чем больше аудитория, тем дороже можно продать рекламное время или место. И коль скоро это так, то ценится именно то, что привлекает наибольшее количество читателей, слушателей или, в случае телевидения, – зрителей. Это надо понимать.
И наконец, самое важное, третье. Роль СМИ – это роль сторожевого пса, который обязан обращать внимание общества и власти на то, что не в порядке, на проблемы, на узкие места, о которых говорил в программе «Познер» Николай Васильевич Федоров. Это надо делать кому? Именно СМИ. Так поступают все средства массовой информации в мире. Ну, разве, кроме, скажем, КНДР и стран такого типа, – там нет, конечно, там исключительно позитивная информация.
Так что так называемую государственную политику в области информации можно назвать иначе – это называется цензура, и мы это уже проходили.