24 июня в программе «Познер» — Михаил Казиник

Скрипач, философ, музыкальный эксперт Нобелевского концерта Михаил Казиник отвечает на вопросы Владимира Познера.

«Сегодня, когда достаточно сложно жить на этом свете, когда многие люди живут в непростых условиях, я хочу поддержать их духовно, — заявил в эфире программы «Познер» скрипач, философ, музыкальный эксперт Нобелевского концерта Михаил Казиник. — Я хочу помочь им верить, что это духовная нация, что она будет спасена за счет духовности, за счет музыки».

«Когда я ощущаю биение пульса гениального композитора, поэта, писателя, то мне очень хочется принести эту гениальность к другим людям», — подчеркнул он, уточнив, что видит своей задачей открыть для восприятия искусства человека, который раньше по тем или иным причинам был для этого закрыт. При этом Михаил Казиник отметил разницу между восприятием культуры в России и на Западе. «На Западе культура – это дизайн. Дизайн – это значит «я хочу получать удовольствие». А искусство – это не удовольствие, это борьба между жизнью и смертью, — заметил культуролог. — Выступая здесь и там, я вижу разницу. Мои слушатели живут сердцем, они любят и помнят».

Духовная поддержка людей важна в том числе и с точки зрения демократических процессов, полагает Михаил Казиник. «Что такое демократия в сегодняшнем понимании? Это когда у профессора и у бомжа всеобщее равное избирательное право. Это нормально, логично? Нет, это трагедия, — заметил он. — Я хочу поднять этого человека, чтобы он понимал, осознавал, кого он выбирает».

Для этого, по мнению Михаила Казиника, необходима кардинальная реформа школьного образования, и не только в России. «Школа пока — это школа старого клипового сознания: кусок географии, оторванный от куска истории. Теперь так нельзя, потому что любой ребенок с точки зрения интернета больше знает о Джомолунгме, чем старый учитель географии», — заметил Михаил Казиник. Школу нужно менять, убежден культуролог. «Именно поэтому я сейчас езжу повсюду и строю школы, построил школу в Челябинске, в которой учителя улыбаются, дети счастливые», — сказал он.

Что касается роли СМИ в духовном воспитании человека, то, по мнению Михаила Казиника, сегодня говорить об этом не приходится. «Средства массовой информации не столько поднимают человека выше, сколько стараются потрафить ему на том уровне, на котором он есть, вот в чем беда», — заметил он. На взгляд культуролога, телевидение могло бы стать огромной силой, но оно сегодня ориентируется прежде всего на привлечение финансов: «Роль телевидения сегодня не творческая, не художественная чаще всего, не философская, не психологическая, не политическая, не добрая, а прежде всего — под что можно дать рекламу».