Телекритик Арина Бородина в программе «Человек из телевизора» на «Эхе Москвы» вместе с журналистом радиостанции Ксенией Лариной обсудили вышедший на Первом канале фильм Владимира Познера «Германская головоломка».
Аудиоверсия передачи:
[audio:Давайте мы начнем с Владимира Познера. Это программа, которую ждали и для него она очень важна. Именно это путешествие.
А. БОРОДИНА — Я думаю, да и если с конца начинать, то мне кажется, что это вообще главный фильм Владимира Познера, лично для меня как для зрителя самый интересный из предыдущих четырех хотя, безусловно, я с интересом смотрела и «Одноэтажную Америку», потом были фильмы о Франции и Италии. И вот сейчас о Германии, который начался 5 ноября в эфире Первого канала и идет по две серии за вечер. И еще осталось две серии. В понедельник или вторник, кстати, может быть у нас, собственно есть программа, потому что либо будет в понедельник цикл Владимира Познера и тогда нам покажут во вторник. Очень противоречивые я читала вопросы к эфиру и в фейсбуке мы обсуждали. Да, я прошу прощения, в 23.30 в понедельник будет заключительная серия вместо эфира Познер, будет заключительная серия «Германской головоломки».
К. ЛАРИНА – В понедельник вместо Познера будет другой Познер.
А. БОРОДИНА — Но я отношусь к числу тех людей, которые с невероятным интересом смотрят этот фильм. Именно потому, что он абсолютно авторский, именно потому что он личный во многом, оценочный. Очень оценочный. И потому что я уже даже с каждой серией жду, что же еще скажет Владимир Владимирович, что ему не нравится в Германии.
К. ЛАРИНА – А ты объясни, почему для него так важен этот цикл. Именно Германия.
А. БОРОДИНА — Даже в официальном пресс-релизе Первого канала, который рассылается в прессу, здесь есть прямая речь Владимира Познера, и в фильме это постоянно рефреном проходит, что это самый сложный для меня фильм, несравнимо сложнее, чем все остальные. Потому что Германия связана, прежде всего, с детскими воспоминаниями. Владимир Познер вместе с родителями приехал в Берлин в 1948 году, я посчитала, ему было 14 лет. И с 1948 по 1952 они жили в Берлине. И поскольку мне доводилось и лично общаться с Владимиром Владимировичем, это есть в его книге и разных интервью, он рассказывает о том, как тяжело ему было жить в Германии, потому что он учился естественно в школе советской. Где учились дети русские, потом учился с офицерами, те, кто не успел во время войны получить образование. Он не знал русского языка, и для него это было настолько все тяжело и в личном плане, много деталей. И он собственно говорит, что это были самые тяжелые годы в моей жизни. И мне кажется, что эти слова они должны быть ключевые, когда ты начинаешь смотреть фильм. В Берлине у Владимира Познера живет дочь, и в последних сериях будет рассказ, там же родился…
К. ЛАРИНА – И внук немец.
А. БОРОДИНА — Получается да. Наполовину, муж дочери немец. И мы когда говорили с коллегами обсуждали, достаточно часто бывает в Германии, но вот это тяжелое отношение его из детства просто мне кажется, сквозит, наверное, в каждом втором фрагменте этого фильма. И поэтому невероятно интересно. И вообще я считаю, это мое оценочное суждение, к Владимиру Познеру можно относиться по-разному, критиковать, масса претензий. Но человек, которому в апреле исполнится 80 лет, с таким стажем за спиной мне кажется, что в силу своей профессии он уже может позволить себе сделать такой авторский фильм со своей авторской оценкой. И еще забегая вперед, обычно такие фильмы, которые идут поздно, а заканчивается, две серии подряд идут, полвторого ночи, они собирают достаточно небольшую аудиторию. Очень хорошие рейтинги. Даже проект авторский Владимира Познера не может похвастаться такими цифрами. Из чего я делаю вывод, что смотрят не только те, кто привык поздно ложиться спать, а наверное чуть больше, чем обычно смотрят в это время. Это для меня было отчасти неожиданно, потому что фильм требует постоянного внимания. Он такой густо сконцентрированный.
К. ЛАРИНА – Давай для того, чтобы несколько другое мнение было озвучено, я тут обращаюсь к нашим слушателям, которые прислали на наш сайт свои впечатления, в том числе от передачи. Вот пишет наш слушатель под ником marengo: «С каким-то маниакальным упорством настаивал на том, что в Германии смотреть нечего, кроме концлагерей, тюрем, остатков Берлинской стены; что немецкая культура до нацизма не существовала, да и после тоже; что интересных людей, мест и явлений в этой стране нет, а только «Штази» и охранники той самой стены, которые стреляли по соотечественникам…». Дальше человек очень подробно ругает весь этот цикл. «Особенно абсурдными звучат филиппики в адрес немцев из Восточной Германии в устах человека, который приехал в СССР еще при жизни Сталина, сорок лет активно пропагандировал режим, который был уж никак не лучше, чем в ГДР, да и сейчас прекрасно уживается с нынешней системой». Это гневный отзыв.
А. БОРОДИНА — Я читала несколько отзывов среди своих друзей в фейсбуке. И я говорю, что мнения очень полярные вплоть до того, что это пропаганда. Это почему-то меня больше всего повеселило. Потому что даже с учетом большого багажа Познера в прошлом, мне все время хочется сказать, а чья может быть пропаганда в наше время. По заказу кого, Путина, «Единой России», Константина Эрнста. Чья пропаганда. Мы живем не за железным занавесом, слава богу, мы можем бывать в Германии и любой другой стране мира, и каждый из нас в силу своих возможностей может составить свое личное впечатление о каждой стране. В том числе о Германии. Рефреном к этому фильму, это серии, где была тема посвящена Дахау, Познер говорит о том, что он всю жизнь борется с этими стереотипами ярости и ненависти, слово «ненависть» у него звучит и оно вызвало тоже массу таких разных откликов. В себе, когда он слышит о прошлом. Когда говорится о нацизме. И даже в самом начале Иван Ургант, которого практически сейчас нет в фильме, потому что там он участвовал в съемках «Вечернего Урганта», он присутствует, но не в таком объеме, как в предыдущих трех работах.
К. ЛАРИНА – То есть, такого юмористического уклона нет.
А. БОРОДИНА — Совсем нет, даже в самом начале, когда начинается поездка в Мюнхен с фестиваля Октоберфест, пивной фестиваль, нет, там практически этого нет. И он ему говорит: Владимир Владимирович, вы надеюсь, не германофоб. Я подумала, что сейчас Владимир Владимирович отшутится. А он сказал: ну, стараюсь не быть. То есть он, в общем, не скрывает того, что в нем сидит.
К. ЛАРИНА – Но это все-таки что называется эхо Второй мировой войны.
А. БОРОДИНА — Я думаю, что эта тема главная. Она основная. Потому что в заключительной серии, что тоже важно, насколько я понимаю, речь будет идти не о нацизме сегодня в Германии и казалось бы от этого можно было уйти и забыть, потому что довольно подробно, но для Познера это важно. Я в некоторых местах вижу параллели с нашим временем.
К. ЛАРИНА – Я хотела прочитать тоже эту реплику. «У меня ощущение, — пишет Влад, — что Познер в фильме через Германию пытается донести до зрителя огромные проблемы в России».
А. БОРОДИНА — Я не знаю, так я бы наверное не сказала. Но вот последняя серия была о межнациональных отношениях. Что конечно очень актуально в России, и безусловно в Германии. И потом конечно, а как можно рассказывать о Германии, не рассказывая о концлагерях и Берлинской стене. Это страна пережила огромную драму. Деление железным занавесом в буквальном смысле и конечно это главное в фильме. И я перескочила эту мысль, очень интересные были истории людей и кстати это очень важная вещь, потому что оценки Познера это оценки Познера, а люди, его герои, они естественно, рассказывают в фильме свои истории, свои мнения и каждый зритель может таким образом сопоставить, вот Германия глазами немцев, вот Германия в комментариях Познера. И вот там турецко-немецкая семья. Муж турок, жена немка. У них два сына. Она рассказывает о каких-то очень деликатных вещах, как детям делали обрезание, но при этом они не являются мусульманами, их крестили, потому что этого хотели ее немецкие бабушки. И об этой культуре отношений внутри, потом они рассказывают о том, как немцы относятся к тому, как дети немецкие, когда идут в школу, важно ли им, сколько в школе мигрантов. То есть эти все вещи, когда ты смотришь и слушаешь, ты проецируешь, а как у нас, в России. Но я во всяком случае невольно это проецировала. И мне было очень интересно смотреть. Я например, для себя открыла и этот момент был очень важен, там есть серия предыдущая, этот мотив мы обсуждали, фильм «Дети Третьего рейха» Татьяны Фрейденссон, у Владимира Владимировича тоже есть герои…
К. ЛАРИНА – Там ошибки есть фактологические.
А. БОРОДИНА — Да, я тоже их выписала. К сожалению, очень жаль, но это было в первой серии. Там тоже есть герои, чьи родители были нацистскими преступниками. И очень, на мой взгляд, такие мощные были признания. Да, к сожалению, большая проблема видимо, была с редакторами, Владимир Познер видимо, доверился им, не проверил. Потому что Татьяна Фрейденссон в фейсбуке подробно написала, что перепутали двух людей, Гесса и Гёсса. Это немецкие преступники. Но показывали не их, зритель конечно, и я в данном случае могла не обратить на это внимание, но редакторам, конечно, нужно было этот момент проверить, потому что Рейнхард Гейдрих это гаулейтер Чехии и Моравии, — пишет Татьяна, — убитый в 1942 году в Чехии. А Рудольф Гесс это правая рука фюрера, свинтившая в Англию в 1941 году, поэтому в Аушвице, о котором рассказывал Познер, он никак не мог быть. Я думаю, что это редакторам стоит изучить, потому что я думаю, Татьяна, которая подробно этой темой занималась, она конечно, знает. Так вот для меня открытием было в этой серии, где речь идет о неонацистских преступниках, рассказ о матери Фридрихе Нимеллере, которого так часто цитирует Владимир Владимирович Познер. И в своих эфирах, и своих интервью. И выступлениях на конкурсах, поскольку мы с ним вместе ездили. Я думаю, что наши слушатели знают эту цитату, я впервые услышала подробную историю человека, которому принадлежат эти слова. Что когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист, потом они пришли за социал-демократами, профсоюзными и потом они пришли за евреями, я молчал тоже, я же не еврей. А потом они пришли за мой, и уже не было никого, кто бы мог протестовать. И Познер постоянно эту цитату обсуждал с одним из тех, чьи родители были в нацистской Германии. Тоже очень драматичная история. И он все время говорил, а правда ли, что немцы стесняются быть немцами, потому что на наши вопросы они всегда говорят, что они европейцы, прежде всего. Он не привязывают себя к стране, к нации. И его собеседники ну можно конечно, сказать, что он возможно так подвел, это говорят люди, они действительно отчасти с ним согласны. Но при этом для меня был почему-то совершенно, это может быть покажется странным, такой кульминационный момент, который меня просто сразил, хотя не было ничего психологического, Познер приезжает в компанию Опель, где проводит тест-драйв новых моделей. И кстати в этой компании работает русский дизайнер, она на хорошем счету и вот ему показывают все эти модели, Познер садится за руль новой модели Опеля и они едут по автодрому. Во-первых, ты смотришь, какие шикарные дороги, какой шикарный кусок местности выделен просто под испытания машин и на какой скорости он испытывает абсолютный кайф. И он сказал, что мне проще написать о наследстве бумагу, чем отпустить руль машины на той скорости, на которой они мчались. И мне кажется, этот кадр…
К. ЛАРИНА – Завещание ты имеешь в виду.
А. БОРОДИНА — Да, просто у меня слово вылетело из головы. Что проще написать завещание, чем отпустить руль машины. Я подумала, что при моей жизни, наверное, никогда не будет такого у нас, чтобы у нас так это можно в любую сферу перенести, машины либо испытывали, шили чего-то…
К. ЛАРИНА – Доили коров.
А. БОРОДИНА — Которым лазерными аппаратами что-то корректировали. На меня это тоже произвело впечатление. Но сам Познер, сидящий за рулем Опеля, он испытывал невероятный кайф. Это было видно по его глазам. Мне кажется, это компенсирует все негативные моменты.
К. ЛАРИНА – Я хочу прочитать еще одно мнение человека, к которому можно прислушиваться. Это коллега Владимира Познера журналист, путешественник. Михаил Кожухов. Могу прочитать то, что он написал в фейсбуке: « Германская головоломка», мне впервые нравится путешествие звездного дуэта. В нем нет елейности, я слышал нотки подобострастности в поездке по Америке. Нет мессианской восторженности, которая слышалась на бэк-вокале, их песня о Франции. Быть может, причина того, что нравится в чуть навязчивом познеровском контрапункте. Это не мое, я не хотел ехать по Германии, которая тащит за собой драматургию рассказа. Мне симпатична попытка разобраться, что же это за страна такая, нравится жесткий монтаж, а краткость и недосказанность как известно украшают любой материал. Впервые показалось, что мегаостроумный и гиперобаятельный Иван всерьез рискует выйти в тираж». А дальше P.S. – «После просмотра еще двух порций – ура — Познер наконец что-то нашел хорошее в Германии. Это Опель 37-го года. Больше, увы, ничего. Я вынужден взять обратно свои впечатления от первой серии. Отозвать так сказать вылетевшего воробья. Нет никакой попытки узнать Германию. Есть нудно прокурорское обвинение во всех грехах худшего по мнению журналиста народа на свете». Есть некий перекос?
А. БОРОДИНА — Есть, за этим тоже интересно наблюдать. Вот в этой серии про национальные отношения, которая была очень сбалансирована, на мой взгляд, и рассказы семей о межнациональных браках, все равно в конце Владимир Познер говорит, и все-таки там много проблем мультикультурных и политика там проблемы, и Меркель говорит, что там есть проблемы. Это совершенно было на контрапункте с тем, что мы только что услышали. Но мне как зрителю и журналисту, который смотрит, мне это и интересно. В этом есть характер Познера, его почерк. Вот он так это видит.
К. ЛАРИНА – Очень субъективный.
А. БОРОДИНА — Предвзятый.
К. ЛАРИНА – Очень личностный взгляд.
А. БОРОДИНА — Тенденциозный местами. Но мы говорим об интересности, то, что Михаил сказал. Потому что лилейность была некоторая в Америке, придыхание. А здесь этого нет и поэтому с точки зрения зрелищности и телевидения, я разделяю, я совершенно не восторгаюсь этим, потом у меня есть отношение к Германии. У каждого оно наверняка есть. Мы бываем там и, слава богу, нам не открытый космос показывают, где мы еще не были, а мы имеем возможность эти страны сами знать. Есть масса туристических гидов, есть много программ о странах и континентах. Можно посмотреть и узнать. Когда я начала смотреть, мне было немножко скучновато, подумала, ну вот, опять. А это была серия из Мюнхена, которая начиналась с Октоберфеста, где он очень распечужил немцев в том, как они пьют, какие чудовищные сказки, все это ведет к нацизму. Я потом пересмотрела эту серию специально, она мне второй раз не показалась скучной. Совсем нет, этот градус начинается с самого начала. Мне кажется, Познер имеет право на такой фильм и на такую оценку. Он как Познер. Не как журналист, а вот он как Владимир Познер. И если Первый канал дал ему такую возможность показать такой фильм, то почему бы нам ни обсудить, ни поспорить и ни посмотреть его.
К. ЛАРИНА – Поскольку у меня нет мнения, я пользуюсь сегодня контрапунктом, что называется, мнением слушателей. Федор Зазымкин пишет на нашей ветке в фейсбуке: «Абсолютно не согласен с мнением Бородиной. Что значит у нас нет пропаганды. Есть заказ показать западные страны убогими и загнивающими. Так было в Италии, между прочим, что до Германии, фильм похож на задание бывалого пропагандиста, которым остался Познер».
А. БОРОДИНА — Я просто задала, конечно, вопрос никуда. Все-таки, чей этот заказ, Владимира Путина, который сам работал когда-то в Германии, мне кажется это настолько смешно по поводу пропаганды, то есть можно принять другие аргументы, что это тенденциозно, очень личностно, неправильно, нетолерантно, но то, что это не пропаганда, это однозначно. Потому что вся картинка, которая есть в этом фильме, а снят он очень плотно, можно говорить сто раз, что Германия загнивающая, и что там ужасный народ, но можно смотреть какие там дома, дороги, как выглядят люди, даже те, кто жил в Восточной Германии. Там у него шикарный пограничник. А как он говорит страстно, что вот этот розовощекий господин, я бы затряс его за грудки, я бы растерзал его и спросил, как вы могли. Я бы то же самое могла спросить кого-то из наших советских бывших НКВДшников, как мы могли и чтобы Владимир Владимирович его бы затряс за грудки. Мне бы тоже этого хотелось. Но он же показывает фильм о Германии, чего мы будем говорить в сослагательном наклонении. Может быть, это отсыл и к нам. Может быть, это Познер закладывал, но мы этого не знаем. Но такое ощущение есть. Но вот он такой. Мы видим, как хорошо выглядит этот человек.
К. ЛАРИНА – Сейчас поскольку будет перерыв на новости, хочу, чтобы мы дальше говорили про другие передачи и фильмы. Все, что ты говоришь, и без конца наши слушатели тоже подтверждают, что есть некий посыл и к России, может быть он даже и не закладывал. Мы не знаем. Мы не знаем, как ты правильно говоришь, но мне это напоминает историю с фильмом Ромма «Обыкновенный фашизм», который тоже был про Германию абсолютно. Но ведь никуда ты не денешь эти аналогии.
А. БОРОДИНА – Там более очевидный был у Ромма, у Познера может быть менее очевидный. Но мне кажется это фильм, который можно обсуждать и тем он ярок и интересен.