Московский музей современного искусства представляет выставку фотографий Владимира Познера, выполненных фотографом Игорем Ганжой, в рамках проекта «Большой портрет». Один из лучших российских портретистов снял одного из лучших российских журналистов. Получился удивительный проект. С одной стороны, он открывает нам настоящего Познера, который и глубже, и сложнее своего телевизионного образа. С другой стороны, перед нами пример тонкого и глубокого психологического исследования через фотографию. И, наконец, даже если отвлечься от личностей автора и героя, это невероятно сильное и яркое художественное высказывание.
«Я изначально был против, сопротивлялся, испытывая определенную неловкость… но меня уговорили мои друзья, о чем я теперь не сожалею, потому что, рассматривая совершенно блестящие фотографии Игоря Ганжи, я вдруг увидел себя другим, не таким, каким я сам представлял себе. То есть, я в определенном плане открыл себя для себя. А это, согласитесь, дорогого стоит,» – так описал свои впечатления от проекта Владимир Познер.
«Очень важно понимать, – заметил Игорь Ганжа, – что Владимир Познер профессионально занимается построением собственного экранного образа больше времени, чем прожили на земле большинство из тех, кто придёт на выставку. Поэтому считать «экранного Познера» настоящим – примерно то же самое, что считать, что Энтони Хопкинс – на самом деле Доктор Лектор. Но ведь и у людей менее профессиональных и популярных, чем Владимир Познер, маска плотно прирастает к лицу. Именно поэтому я так благодарен ему за лёгкость, открытость и искренность, с которой он общался с камерой. Это признак невероятной внутренней свободы героя. А ещё – подлинной глубины».
Открытие выставки в основном здании ММОМА на Петровке, 25 состоится одновременно с выходом одноимённой книги. Часть из вошедших в неё фотографий и составят музейную экспозицию.
Фотомонография Игоря Ганжи «Познер. Большой портрет» — третья книга серии. Два пилотных тома вышли под маркой «Фотографии замечательных людей». Однако, начиная с третьего, концепция серии претерпела значительные изменения. Вот, что рассказывает об этом автор идеи и продюсер проекта Елена Резник: «Что-то в серии осталось неизменным – например, принцип «одна книга – один герой». Но что-то изменилось радикально, поэтому мы и заменили пилотное название «Фотографии замечательных людей» на «Большой портрет». Две первых книги – об Олеге Табакове и Александре Васильеве были, на мой взгляд, совершенно замечательными, но они не были в полной мере фото-книгами. По формату это, скорее, напоминало специальный выпуск журнала об одном герое и в книжной обложке, где фотографии в первую очередь иллюстрировали текст. И принцип формирования материала был иным. Каждого героя снимали несколько фотографов, со своим видением и почерком, поэтому и принцип повествования был, что называется, «вширь». Начиная с третьей книги, всё поменялось принципиально. Теперь это не только «одна книга – один герой», но и «один герой – один фотограф». И принцип исследования героя поменялся со «вширь» на «вглубь». Кроме того, фотомонография Игоря Ганжи станет первым проектом «Большого портрета», реализованным не только в формате книги, но и как выставка в стенах крупнейшего музея современного искусства Москвы.
«Это просто два совершенно разных проекта – книга и выставка» – отзывается архитектор экспозиции Екатерина Бочавар, – «мне кажется, что, несмотря на то, что оба сделаны из одного исходного материала, они получились разными по энергии, по темпу восприятия. Совершенно точно есть смысл познакомиться и с книгой, и с выставкой».
12 декабря в здании ММОМА на Гоголевском, 10 состоится благотворительный аукцион, лотами на котором станут все фотоработы, представленные на выставке. Все средства, полученные в ходе акции, которая будет проведена совместно с аукционным домом Sotheby’s, поступят в Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход».
Московский музей современного искусства
Дата проведения: 13 ноября, 2013 г. – 24 ноября, 2013
Адрес: город Москва, ул. Петровка, д. 25
Телефоны: (495) 694-2890, 231-4408
Открытие: 12 ноября, 2013 г.