На киностудии «Мосфильм» кино обычно снимают. Но когда дело касается «Черешневого Леса», о стандартном и обычном речи не идет. В этот вечер 21 мая на Мосфильме кино — показывали.
К 6-му павильону вела красная дорожка, гостей встречали девушки-цветочницы с корзинами в руках. Дамы получали в подарок веточку сирени, а господа — белый цветок в петлицу пиджака. Эти цветы удивительным образом преображали гостей, будто приглашая их окунуться в мир, созданный Чарли Чаплиным.
Еще ни на одном мероприятии Черешневого Леса не было таких восхитительных живых декораций. Двор Мосфильма буквально утопал в кустах сирени. Чуть поодаль прогуливался Михаил Куснирович в котелке и с тросточкой. И пусть по комплекции его сложно сравнить с Маленьким бродяжкой, но достаточно было поймать его взгляд и в памяти тут же оживал образ романтичного героя Чарли Чаплина.
Пройдя по красной дорожке под щебет соловьев, гости попадали в 6-й павильон Мосфильма, который на один день превратился в огромный кинозал и концертный зал одновременно. Здесь царила атмосфера кинематографа начала XX века: в темном зале кадры черно-белой хроники фестиваля «Черешневого Леса» транслировались под типичное музыкальное сопровождение тех лет — одинокого тапера.
А вот в самом павильоне гостей ждал взгляд на классический немой кинематограф в версии «Черешневого Леса»: огромный кинозал, пропитанный ароматами цветов от десятков букетиков сирени, с которыми не расставались гости: Сати Спивакова, Георгий Агеев, Сергей Шакуров с супругой, Людмила Зорина, Владимир Кожин, Ян Яновский, Владимир Познер, Надежда Соловьева, Анатолий Малкин, Елена и Марк Зильберквит, Ирада Зейналова, Юлия Бордовских, Екатерина Двигубская, Оксана Бутман, Михаил Друян, Татьяна Ширкина, Антон Ланге, Даша Михалкова и многие другие друзья и члены семьи BOSCO DI CILIEGI.
Пока гости собирались и рассаживались, на них с огромного экрана смотрел Чарльз Спенсер Чаплин. Совсем не с первого взгляда можно было угадать в этом элегантном мужчине знаменитого на весь мир Маленького бродяжку в котелке и с тростью.
Перед началом фильма на экране появился портрет Олега Янковского с надписью «Любящий Вас. Олег Янковский». Этот вечер был посвящён его памяти — первого и теперь уже единственного председателя Попечительского совета фестиваля искусств «Черешневый лес».
Владимира Спивакова и фестиваль искусств «Черешневый лес» связывают долгие годы дружбы. Каждый концерт под руководством Спивакова и двух возглавляемых им оркестров — «Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр России (НФОР) превращается в особый праздник фестиваля «Черешневый лес».
С 2010 года каждое свое выступление на фестивале Владимир Спиваков посвящает памяти Олега Янковского. В 2010 году это был классический концерт в большом зале Московской государственной консерватории с участием Дениса Мацуева. В 2011 — Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и молодые солисты оперы выступили на перроне дебаркадера Киевского Вокзала. В 2012 — для выступления на пленэре в Парке Горького Владимир Спиваков выбрал жанр гала-концерта с участием певцов.
В этом году для программы «Черешневого Леса» маэстро предложил уникальный синтез кинематографа и классической музыки. Любимый всеми шедевр мирового кинематографа фильм «Огни большого города» — романтическую комедию в пантомиме — показали под аккомпанемент Национального филармонического оркестра России. Казалось, что Владимир Спиваков дирижировал не только оркестром, но и актерами на экране. И сам Чарли Чаплин двигался, повинуясь дирижерской палочке маэстро.
Во время просмотра фильма, увлекшись, зрители порой забывали, что музыку к фильму исполняет живой оркестр — настолько точно музыканты под руководством маэстро Спивакова попадали во все движения и смены настроения на экране. Спохватившись, гости начинали восхищенно аплодировать.
Владимир Познер: «Пожалуй, „Черешневому Лесу“ удалось меня удивить. Я немного сомневался, перед тем как идти. Мне не казалось, что музыка Чаплина — это так интересно. Фильм „Огни большого города“ видел, наверное, раз пять, я его обожаю. И я не ожидал, что живое исполнение музыки к нему окажется таким сильным.»
Екатерина Чемберджи: «Чаплин — один из моих кумиров, любимейший актер и режиссер. Было очень приятно прочесть об «Огнях большого города» с живой музыкой (такая практика есть и в Берлине, — видела «Золотую лихорадку» с оркестром UFA).
В качестве главной музыкальной темы Чаплин использует здесь известную песню композитора Хосе Падийя «La violetera». Вообще, Чаплин иногда цитировал других композиторов (Вагнера, Брамса) или популярные песни, но и сам был великолепным композитором и новатором в области киномузыки. Он сочинил такие изумительные, незабываемые мелодии как в «Новых временах» или в «Огнях рампы» и много других».
Сергей Шакуров: «То, что вы придумали — это объединение эпох, поколений, — это прекрасно! И то, что это происходило именно на Мосфильме — потрясающе. Я работаю на Мосфильм» 47 лет, в 1965 году здесь снималось мое первое кино, и я человек в этом смысле искушенный. А у других зрителей, кто не был знаком с Мосфильмом, — сколько у них было эмоций!»
Чарли Чаплин снял «Огни большого города» в 1931 году, когда в кинематограф уже пришел звук, но Чаплин остался верен немому кино и решил сделать фильм немым. Персонаж фильма — Маленький бродяжка — был придуман в 1914 году. К концу 1920-х Чарли-бродяга напрямую общался со всем миром на доступном всем языке мимики и жеста и стал самым любимым художественным образом, когда-либо существовавшим на экране. На каком языке он должен был заговорить с приходом звука в кино? В поиске ответа на этот вопрос Чаплин принял смелое решение.
«Я не собирался оставаться единственным приверженцем немого кино, — признавался он впоследствии. — Однако „Огни большого города“ были идеальным немым фильмом, и ничто не могло помешать мне его сделать». Чарли Чаплин заявил своим сотрудникам, прессе и всему миру, что звуковые фильмы — преходящее увлечение, которое продержится не более двух лет. Маловероятно, что он сам в это верил, но это позволило ему оправдать решение снимать немой фильм.
В фильме звук использовали только в качестве музыкального сопровождения и шумовых эффектов. Однако Чарли Чаплин признал преимущество звука: отныне он сам, не полагаясь на фантазию таперов, мог контролировать музыкальный ряд к фильму. От природы Чаплин обладал отменным слухом, замечательным чувством ритма и особенной восприимчивостью к музыкальной образности. «Огни большого города» стал первым фильмом, к которому он сам написал, а точнее — напел всю музыку. Партитуру для Чаплина написали его друзья.
«Мне нужна была изящная, романтическая музыка, которая контрастировала бы с образом бродяги и придавала бы моим комедиям эмоциональную глубину, — рассказывал Чаплин о работе над музыкой к «Огням большого города».
По сценарию, Бродяжка, столь одинокий в большом городе, встречает такое же отверженное существо, как он сам — слепую девушку-цветочницу. Тронутый сочувствием, неисправимо романтичный Бродяжка пытается найти деньги на операцию, способную вернуть девушке зрение. Печальная ирония: прозрев, девушка видит жалкое состояние своего благодетеля, которого представляла красивым и богатым. Эту берущую за душу финальную сцену Чарли Чаплин придумал первой — еще до начала съемок и разработки всего сценария.
Успех картины превзошел триумф «Малыша» и «Золотой лихорадки». Фильм стал одной из самых любимых картин Чаплина и вошел в десятку лучших американских романтических комедий.
«То, что вы придумали — это объединение эпох, поколений, — это прекрасно! И то, что это происходило именно на „Мосфильме“ — потрясающе. Я работаю на „Мосфильме“ 47 лет, в 1965 году мое первое кино было на „Мосфильме“, я человек в этом смысле искушенный. А у других зрителей, кто не знаком с Мосффильмом — сколько у них было эмоций!»