Екатерина Чемберджи: Чувствую с Бегемотом какую-то внутреннюю связь, в особенности во фразе насчет примуса

Администрация сайта выражает огромную благодарность Екатерине Владимировне Чемберджи за согласие и выделенное время на интервью с нашим редактором. 

Ренат Хуснадинов: У вас в доме наверняка был рояль. С какого возраста вы начали играть? Какое первое произведение вы выучили? Какое впечатление произвела на вас игра на рояле?

Екатерина Чемберджи: Учить меня начали с пяти лет. Первыми пьесами были знаменитая тема из второй Венгерской рапсодии Листа в переложении для двух указательных пальцев и хор мальчиков из «Кармен».

Р.Х. В вашем выборе музыкальной карьеры кто оказал на вас влияние? Или, может быть, сами?

Е.Ч. Музыка в доме всегда была, за стеной сочиняла и музицировала с друзьями бабушка, композитор Зара Левина, у папы с мамой было много пластинок, самых разных. Самые любимые у меня были Эдит Пиаф и «Петя и волк». Так что с занятиями на фортепиано решилось само собой. С композицией меня уговорили попробовать лет в шестнадцать.

Р.Х. Вы закончили с отличием в 1984 году Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П.И. Чайковского и окончили эту же консерваторию, получили профессию композитор — пианист.

С 1985 г. по 1990 г. преподавали в детской музыкальной школе имени Гнесиных. Также в эти годы написали музыку к фильмам «Я тебя ненавижу», «Чернов» и т.д. В 1986 году стали членом Союза композиторов СССР.

И судя по всему, по моему ощущению, у вас начинается карьерный рост в вашем творчестве. Так ли это? И если оно так, то почему в 1990 году вы переехали именно в Германию, где надо было начинать с нуля?

Е.Ч. Не в ДМШ им. Гнесиных, а в Гнесинском училище.
Конечно, мне очень повезло, что довелось писать музыку к фильму Сергея Бодрова и Сергея Юрьевича Юрского. Переезд в Германию был продиктован личными и семейными причинами, никак не соображениями карьерного роста (который если в какой-то степени и состоялся, то как раз в Германии).

Р.Х. В какой стране вообще легче делать себе имя музыканта?

Е.Ч. Не знаю, не думала об этом.

Р.Х. Ad vocem. Как известно, у Владимира Владимировича неоднозначное (сложное) отношение к Германии. Он что-нибудь вам говорил (отговаривал)?

Е.Ч. Не отговаривал.

Р.Х. Сейчас в ФРГ вы преподаете в Высшей школе музыки и театра в Ганновере, в Детмольдской высшей школе музыки?

Е.Ч. Это неточно. С обеими школами меня связывает многолетнее сотрудничество в форме так называемых workshop’ов, но постоянно я никогда там не работала.

Р.Х. Как вам известно, отец Моцарта работал с маленьким Вульфи по много часов в день, буквально истощая его. Но получилось гениально.

Е.Ч. Получилось гениально, потому что Моцарт был гений. Папа его, сам прекрасный композитор и музыкант, был, конечно, строг, но по-другому не получается.

Р.Х. Сторонник ли вы такой системы? Или вы используете свою методику? Я где-то читал, что у вас есть своя система обучения ребенка музыке. Расскажите, пожалуйста, подробно о ней.

Е.Ч. Это не система, просто другого выхода нет, нужно много заниматься. Я вообще в системы не верю, и своей собственной методики у меня нет. Есть некоторый опыт преподавании композиции и теории детям, который описывать здесь было бы, наверное, слишком скучно и специально. В целом, дети гораздо более любопытны и открыты новым, необычным звукам, идеям и экспериментам, чем их родители или даже некоторые профессионалы. Я стараюсь это поддерживать.

Екатерина Чемберджи: Чувствую с Бегемотом какую-то внутреннюю связь, в особенности во фразе насчет примуса

 

Р.Х. Правда ли, что «широкая ладонь» и узкие длинные пальцы считаются одним из признаков хорошего пианиста?

Е.Ч. Неправда.

Р.Х. Вы согласны с тем, что классическая музыка элитарна?

Е.Ч. Не хотелось бы так думать.
Как мы к ней относимся, такой она для нас и становится.

Р.Х. Как научиться понимать музыку?

Е.Ч. Может быть, лучше сказать «любить», «получать от нее наслаждение»?
Много и часто слушать. Можно тоже самому учиться играть на чем-нибудь.

Р.Х. Что, к примеру, хотел сказать Бетховен в своей симфонии?

Е.Ч. Вообще перелицовывать музыку на слова — занятие подозрительное и неблагодарное. Своего рода словесное приближение удавалось иногда хорошим музыковедам или великим поэтам.

Р.Х. Этому вообще можно научиться?

Е.Ч. Можно, если много и часто слушать.

Р.Х. Время классической музыки заканчивается?

Е.Ч. Нет.

Р.Х. Появятся ли у нас в мире новый Чайковский или Моцарт?

Е.Ч. Конечно, появятся новые талантливые и гениальные личности.

Р.Х. Вы гастролируете. Какая публика вам показалась наиболее требовательной, наиболее инертной?

Е.Ч. Не могу ответить, потому что гастролирую очень мало.

Р.Х. В какую страну (город) вы хотели возвращаться и возвращаться?

Е.Ч. В Японию.

Р.Х. Откуда вы черпаете вдохновение? Что вам помогает сочинять музыку?

Е.Ч. Очень трудно ответить. Когда есть конкретная задача, я «загружаю» ее в голову и верчу ее там, пока не возникнет какой-то кусочек, за который можно уцепиться.
Иногда что- то приходит во время езды на велосипеде (это мое основное средство передвижения).
Помогает сесть за стол и взять карандаш.

Екатерина Чемберджи: Чувствую с Бегемотом какую-то внутреннюю связь, в особенности во фразе насчет примуса

 

Р.Х. Позвольте не о музыке. Интересно. Почему немцы такой шумный народ, громко разговаривают? Может, это свойство имеет какие-то давние корни?

Е.Ч. Не знаю, что ответить, потому что не верю в обобщения
такого рода.

Р.Х. Сколько вы знаете языков?

Е.Ч. Иностранных — два.

Р.Х. Ваше любимое произведение это «Мастер и Маргарита». И ваш любимый персонаж Кот Бегемот. Почему? А кто не любимый?

Е.Ч. Чувствую с Бегемотом какую-то внутреннюю связь, в особенности во фразе насчет примуса. Очень люблю его за неожиданность и чувство юмора. 
Персонажи в «Мастере и Маргарите» блестящие все. Если их воспринимать реально, то самый нелюбимый — Аннушка (которая пролила подсолнечное масло).

Р.Х. Я был некоторое время тому назад в Берлине. Я бы его назвал городом трагической памяти. Там чуть ли не на каждом углу есть напоминание о тех днях. И мемориальный комплекс Холокосту – в центре города! И своеобразное напоминание жертвам, пытавшимся перебраться через Берлинскую стену в Западную часть (не наоборот, кстати!). Таблички про все запреты евреям в годы фашизма.
Есть ли люди во властных структурах, которые считают, что эти вещи надо свести потихонечку на нет и перестать напоминать о тех далеких днях?

Е.Ч. Конечно, есть, всякие правые республиканцы или националисты или им сочувствующие, но сидящие тихо.

Р.Х. На ваш взгляд, почему в России нет подобных напоминаний?

Е.Ч. Это вопрос, наверное, для историка, философа или политика. Я не знаю, но очень сожалею и думаю, что если отношение к истории не изменится, она сама вряд ли изменится к лучшему.

Р.Х. Ваше отношение к происходящему нынче в России?

Е.Ч. Передача власти. Митинги. — положительное.
Рост влияния РПЦ. Принятие репрессивных законов. — отрицательное
Боюсь, как бы не было больших страданий.

Р.Х. Этот вопрос был адресован от нашего пользователя Владимиру Владимировичу, но я бы хотел адресовать его вам.

Алексей: Во всех ваших фильмах (по Америке, по Франции, по Италии) звучит прекрасная музыка вашей дочери Екатерины Чемберджи. Не хотели бы вы издать этот саундтрек к вашим фильмам на CD, или на цифровых носителях через интернет или через ваш сайт, или выпустить в качестве дополнения на DVD с вашим новым фильмом? Я уверен, что многие меломаны и поклонники ваших фильмов с радостью приобрели бы эту музыку к себе в фонотеку.

Е.Ч. Большое спасибо. Наверное, правильнее всего было бы сделать оркестровую сюиту (как делали, например, Нино Рота или Шостакович) и записать CD. Обдумываю, но пока без конкретных планов.

Р.Х. Также спрашивают, когда можно вас будет услышать в России, часто ли вы гастролируете по России: в Москве, в Санкт-Петербурге?

Е.Ч. Очень редко. Когда в следующий раз — не знаю.

Р.Х. Что бы вы пожелали нашим пользователям официального сайта Владимира Познера?

Е.Ч. Душевного и физического благополучия, не терять надежд.

Р.Х. Владимир Владимирович использует анкету своего приятеля Марселя Пруста, позвольте и вам несколько вопросов задать от Пруста.

Любимый цветок?

Е.Ч. Пион. Больше люблю деревья.

Назовите трех своих любимых писателей.

Е.Ч. Кроме Пушкина невозможно выбрать, три — слишком мало. Некоторые из русских: Гоголь, Чехов, Булгаков.

Трех художников?

Е.Ч. Опять невозможно выбрать. Например, Ботичелли, Ван Гог, Рембрандт.

Трех композиторов?

Е.Ч. Не могу ответить. Если можно, назову нелюбимых:
Филип Гласс, Кабалевский.

Какой недостаток вы не прощаете никогда и никому?

Е.Ч. Предательство.

Какой недостаток вы проще всего или легче всего прощаете?

Е.Ч. Рассеянность.

Что вызывает в вас отвращение?

Е.Ч. Подлость, скаредность, лакейство.

Если бы дьявол предложил вам вечную жизнь, без каких-либо условий. Приняли бы?

Е.Ч. Ни в коем случае.

Какова ваша главная черта?

Е.Ч. Неумение убедительно притворяться.

Оказавшись перед Богом, что вы ему скажете?

Е.Ч. Здравствуйте.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт Владимира Познера «Познер Online» обязательна.

Фото: Ангела Цолен

При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт Владимира Познера «Познер Online» обязательна.

 Театральные работы
Композиционные заказы от различных международных фестивалей и организаций:
Berliner Festwochen, Musik-Biennale Berlin, ARD Musikwettbewerb, Heidelberger Fr?hling,
Oleg Kagan Musikfest Kreuth, Klangwerkstatt Berlin (все – Германия),
Kuhmo Chamber Music Festival (Финляндия) Tage der neuen Musik Z?rich (Швейцария), Lerchenborger Musikdage (D?nemark) etc.
Для интернационально известных музыкантов и ансамблей: The Hilliard-Ensemble, M?nchener Kammerorchester, Berliner Singakademie, Scharoun- Ensemble, Jean Sibelius-Quartett, Isabelle Faust, Boris Pergamenschikow, Eduard Brunner, Charles Neidich, William Purvis, Natalia Gutman etc.

Записи на CD
Музыка к кинофильмам:
„Filmmusik — komponiert in Deutschland 02“
«Одноэтажная Америка»
«Тур Де Франс»
«Их Италия»

Камерная, вокальная, фортепианная музыка:
„col legno“
Kreuzberg Records“:
Zukunftsm?sik I
Zukunftsm?sik II
„ABC Classics“

Призы и награды
1984:
Первая премия на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов в разделе: сочинения для симфонического оркестра (концерт для фортепиано с оркестром)
1990:
Стипендия и заказ на камерно-музыкальное сочинение от Берлинского сената к юбилейному году Моцарта (для Scharoun-Ensemble)
2004:
Главный приз международного композиторского конкурса «Musica femina, M?nchen» и заказ на сочинение для M?nchener Kammerorchester и Hilliard Ensemble
Источник