30 января 2012 года гость программы «Познер» Майкл Макфол

На вопросы Владимира Познера отвечает новый посол США в России Майкл Макфол

«Моя главная задача в России – бороться со стереотипами «холодной войны», — заявил в эфире программы «Познер» посол США в России Майкл Макфол. — Я намерен опровергать эти стереотипы через Твиттер и другими способами». «Многие расценивают мой приезд как стремление ослабить, дестабилизировать Россию, — добавил он. — Но трудно представить себе что-то, более далекое от истины».

По словам посла, было бы ошибкой относиться к нему как к недругу России в связи с его многочисленными критическими статьями: «Я приехал представлять президента Обаму, а не мои научные труды, и я представляю его совершенно лояльно». Майкл Макфол также с недоумением отнесся в критике в его адрес по поводу встречи с внесистемной оппозицией: «Людям в России надо понимать, что когда ваши представители приезжают в мою страну, они тоже встречаются с оппозицией, но это не становится главной темой новостей».

Майкл Макфол заметил, что отношение россиян к США претерпело гораздо меньше изменений со времен «холодной войны», чем отношение американцев к России. «К сожалению, моя страна вела реальные войны в промежутке между холодной войной и сегодняшним днем, и для среднего американца «холодная война» — это абстрактная идея, — пояснил он. — Было время, когда Советский Союз был врагом номер один, но теперь он на 29-30 месте, есть более реальные враги и более реальные проблемы». По мнению дипломата, россиянам «надо взглянуть на сегодняшний день и понять, что в сферах наших национальных интересов гораздо больше общего, чем три года назад».

Посол США назвал «неправдой и оскорблением» утверждения, что митинги протеста в России финансируются из Америки. «Да, когда-то поддержка политических изменений в Советском Союзе была частью американской политики, но сегодня это не наша политика, — заявил он. — Наша политика – другая: мы поддерживаем неправительственные организации, стремящиеся к честным и свободным выборам, но мы не занимаем ни одну из сторон. Это не наше дело, и мы не так глупы, чтобы думать, что это может кому-то помочь».

По словам Майкла Макфола, США «хотят «иметь принципиально иные отношения с Россией: это наша историческая цель, и общность, которую мы ощущаем, — это нечто серьезное и нечто уникальное». Среди достигнутых успехов с начала «перезагрузки» посол отметил сотрудничество двух стран в Афганистане, договор СНВ-3, совместные шаги по решению иранской ядерной проблемы, сотрудничество в сфере ограничения распространения ядерных материалов и в ядерной энергетике, а также «беспрецедентно тесное взаимодействие» в «большой двадцатке».

Говоря о проблеме, по которой Россия и США пока не могут договориться, — о вопросе размещения элементов американской ПРО в Европе, посол заявил: «Конечно, это может потребовать много времени, но я очень оптимистичен».