Гость программы «Познер» — Татьяна Толстая

В гостях у Владимира Познера — российская писательница, публицист и телеведущая Татьяна Толстая. Понедельник, 19 декабря 2011 года.

«Я со странною любовью отношусь к русскому народу, — призналась в эфире программы «Познер» писатель Татьяна Толстая. — Не за что любить, казалось бы, русский народ. А я почему-то его люблю». Он назвала «чепухой» адресованные ей обвинения в русофобии. «Дело в том, что сейчас любовь к России это такие пастила, зефир, слюни сладкие, — пояснила писатель. — Это вообще дурной тон».

По мнению Татьяны Толстой, сейчас в России «возвращается то состояние, которое мы называли «совок»: оно было отодвинуто в конце 80-х – начале 90-х, но за прошедшие 10 лет вернулось назад». Писатель пояснила, что «совок» — «это система мысли, при которой огромная масса населения не умеет чувствовать себя свободным гражданином своей страны, личностью, обладающей чувством собственного достоинства». «Люди все время находятся на такой растяжке: перед начальством они льстивы, к подчиненным они крайне грубы, вплоть до хамства или членовредительства», — добавила она.

В то же время, по словам Татьяны Толстой, «свобода в России до какой-то степени есть», особенно в больших городах и, в частности, в Москве, хотя в то же время «и зажим этой свободы тоже огромный». Показателем этой свободы писательница, к примеру, считает митинг оппозиции 10 декабря: «Люди вышли на абсолютно свободный митинг по зову сердца, а ведь они шли, думая, что их будут из водометов там… или палками бить».

Говоря о причинах того, что в митинге 10 декабря приняло участие столь много людей, Татьяна Толстая заметила: «Все люди лгут, но мы это как-то терпим. Но когда обман и, главное, спектакль по поводу этого обмана превышает уже порцию, которую могут вынести люди, тогда они возмущаются».

По мнению Татьяны Толстой, на прошедших парламентских выборах «выбирать было не из кого». «Прежде всего, в этом виновата власть, которая сделала все, чтобы невозможно было зарегистрироваться ни одной партии», — отметила писатель. В то же время, по ее мнению ответственность лежит и на оппозиционных партиях, которые «растеряли всех своих избирателей не только потому, что власть им выкручивала руки, давила, угрожала и устраивала калечение».