О чацких, молчалиных и председателе КС

12 декабря, День Конституции, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно сегодня в «Российской газете» опубликована статья председателя Конституционного суда Валерия Зорькина. Относясь с глубоким уважением к Валерию Дмитриевичу, я хотел бы сказать, что эта статья вызвала во мне, как бы это сказать помягче, чувство протеста.

По мнению господина Зорькина, те, кто активно обвиняют власть в фальсификациях на выборах 4 декабря, создают в стране ситуацию, чреватую «большой кровью». Глава КС приводит в качестве примера 1993 год. Он пишет: «Тогда в Москве, как и сегодня, возникло острое противостояние между сторонниками тогдашнего президента Ельцина и его оппонентами. Тогда, как и сегодня, оппозиционеры обвиняли власть в нарушении закона и Конституции. Тогда, как и сегодня, митинговые страсти активно подогревались из-за рубежа».

Хочу напомнить, что во главе тех, кого господин Зорькин называет оппозиционерами, были и вице-президент страны Александр Руцкой, и председатель Верховного совета РФ Руслан Хасбулатов, и основная часть депутатов, то есть, в общем-то говоря, представители власти — в отличие от дня сегодняшнего. Хочу также напомнить, что Конституционный суд, председателем которого и был Валерий Дмитриевич, не раз и не два признавал действия президента Ельцина противоречащими Конституции, за что в конечном итоге господину Зорькину пришлось уйти с поста председателя, а потом и вовсе уйти из Конституционного суда, куда он вернулся только через 10 лет, в 2003 году. Наконец, если мне не изменяет память, никакого активного подогревания митинговых страстей из-за рубежа тогда не было.

Но это так, контекст. Существо же вот какое. Господин Зорькин, знаток и любитель русской литературы критикует Александра Сергеевича Грибоедова за то, что тот в «Горе от ума» высмеивает Молчалина с его низким талантом умеренности. По мнению главы Конституционного суда, Россия как раз нуждается в людях умеренных, которые не будут «бичевать пороки», а лишь терпеливо работать. Бичевателем пороков он считает Чацкого. По его мнению, если Чацким удастся победить, то они «сметут Фамусовых, а потом… Потом либо сами они окажутся сметенными по известному принципу «революция пожирает своих детей», либо… Либо они обзаведутся гильотиной на французский манер, или маузерами на наш манер».

Валерий Дмитриевич, я, как и вы, – противник насилия, противник революций, противник крови и противник крикунов. Но приписывать такие настроения тем десяткам тысяч, которые собрались на мирную демонстрацию, мягко говоря, не совсем порядочно. Они протестуют против того, что они считают нарушением законов, и требуют исправления этих нарушений законным путем. Но, видимо, в отличие от вас я считаю, что нет ничего мерзее, чем жить в стране Молчалиных. И если бы так случилось, я как и Чацкий воскликнул бы «Карету мне! Карету!» Удачи вам и приятных сновидений.