Герман Греф в программе «Познер»

Банкротства банков неизбежны, но серьезных экономических потрясений не будет, заявил в эфире программы «Познер» президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф.

По его мнению, перед многими банками стоит проблема декапитализации, когда банку не хватает собственного капитала. «Это обусловлено тем, что большое количество активов банками в силу неплатежеспособности клиентов утрачено. И все активы, которые утрачены, уменьшают капитал банка», — пояснил он. В то же время он считает, что коллапса и серьезных потрясений не будет: для банков эта ситуация не является неожиданностью и они к ней готовятся.

Что касается Сбербанка, то, по словам Г.Грефа, у него проблем с капитализацией не будет. «У банка большой запас по собственному капиталу, мы можем выдержать очень серьезную нагрузку со стороны макроэкономики», — заметил Г.Греф.

В целом, Греф положительно оценил меры, предпринятые осенью прошлого года: «Действия Правительства были достаточно рациональны. Последствия могли быть совершенно другими, и в первую очередь, в банковском секторе».

По его мнению, кризис сейчас находится даже не серединной стадии. «Но резкого падения, которое мы испытали в течение последних 8-9 месяцев –уже не будет», — считает он. «Я бы сейчас, наверное, перестал бы пугать людей», — заметил он.

В то же время, рецессия, по его мнению, будет длинной и растянется на годы, на восстановление экономики потребуется в два раза больший срок, чем займет сама рецессия. «Сколько лет будем падать, не может сказать никто. И этот, и следующий год будут очень тяжелыми и непростыми».

Коснувшись проблемы российского автопрома, Г.Греф заявил, что модельная линейка АВТОВАЗа не имеет никакой перспективы и для сохранения его конкурентоспособности в ближайшее время должны быть приняты решения по дальнейшей судьбе концерна.

Либо АВТОВАЗ необходимо передать в управление компании Renault (сейчас принадлежит 25% акций АВТОВАЗа), либо искать другой вариант – например, альянс с Magna и Opel. При этом, по его словам, эта работа должна быть проделана в ближайшие полгода.

Г.Греф заметил, что сделка Сбербанка по покупке 35% акций Opel – «достаточно сложная, рискованная и беспрецедентная за всю историю России покупка, которая явно не связана с извлечением прибыли». «Она связана, в первую очередь, с попыткой помочь в реструктуризации нашего автопрома». «Если бы мы не видели потенциальной пользы для нашего автопрома от этой сделки, мы бы нашли меньшую головную боль для покупки»,- добавил Г.Греф.

По словам главы Сбербанка, на самостоятельный прорыв российские автопроизводители не способны по двум причинам – огромное технологическое отставание и потребность в крупных инвестициях. Чтобы создать новую модель автомобиля, необходимо инвестировать от 1 млрд до 2,5 млрд евро, отметил Г.Греф. Он привел в пример новую платформу Volkswagen Golf, разработка которой обошлась немецкому концерну в 2,5 млрд евро. В свою очередь, денежный поток, который позволит запускать новую платформу раз в три года, генерирует продажа не менее 5-6 млн автомобилей в год, сказал глава Сбербанка. «Нам нужно создать вместе с Opel такой конгломерат, который бы производил 5-6 млн автомобилей в год (сейчас у Opel около 1,5 млн). Задача на ближайшие 5 лет — выйти хотя бы на 3 млн», а затем возможны сделки по слияниям и поглощениям, заявил Г.Греф.

Г.Греф считает, что повышение таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей даст положительный краткосрочный эффект, в частности: «повысится уровень продаваемости российских автомобилей и сохранятся рабочие места». Но отложенный эффект будет негативным: «Наши автомобили очень быстро привыкнут к новому ценовому сегменту. И цены на автомобили будут повышены ровно на ту же самую цифру, а производители не будут заниматься снижением издержек и улучшением качества своей продукции», — заметил он.