Проблемы в школе обусловлены не только и не столько низкой оплатой труда учителей, уверен министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Конечно, учителям надо бы платить существенно больше – хорошим учителям, — заметил он. – Но в ряде регионов благодаря национальному проекту «Образование» зарплата учителей сравнялась со средней зарплатой в экономике региона».
Что же касается Москвы, то, по словам А.Фурсенко, средняя зарплата чиновников вверенного ему министерства (включая министра и замминистров) на февраль текущего года составляет 30 тысяч рублей, а средняя зарплата московских учителей – 33 тысячи рублей.
Министр признал, что в других районах страны ситуация несколько иная, но «хорошие учителя в большинстве регионов – ближе к среднему классу». Он также обратил внимание на «меры, принимаемые для того, чтобы начало работы учителя были более комфортным — выплату премий, подъемных, помощь в постройке дома в сельской местности».
Коснувшись темы ЕГЭ, министр призвал всех «прекращать дискуссии» по этому вопросу и «спокойно готовиться к экзаменам». «Эти экзамены не такие страшные», — отметил он, признав, впрочем, что проблемы, связанные с ЕГЭ, есть.
По мнению А.Фурсенко, отрицательное отношение к Единому государственному экзамену вызвано, прежде всего, тем, что вокруг ЕГЭ много мифов». Он выразил недоумение в связи с тем, что ЕГЭ постоянно сравнивают с некоей идеальной схемой, вместо того, чтобы сравнить с той ситуацией, которая была до их введения».
Министр выразил уверенность в том, что введение ЕГЭ в условиях полного отсутствия контроля за процессом школьного обучения было необходимо. Говоря о положительных результатах проведения ЕГЭ в порядке эксперимента, А.Фурсенко сообщил, что до введения ЕГЭ в московских и петербургских вузах училось 25 процентов иногородних, то сейчас их порядка 40 процентов. «И с введением обязательного ЕГЭ это число будет увеличиваться», — сказал он.
По мнению министра, прогнозы 25 процентов двоек по ЕГЭ в этом году сильно преувеличены. Он посоветовал выпускникам не готовиться сдавать предмет именно в этой форме. «Человек, который хорошо знает предмет, сдаст ЕГЭ легко», — заверил министр.
Ф.Фурсенко также заметил, что введение 12-летнего образования в школе не планируется. По словам министра, «среди экспертного и околоэкспертного сообщества эта идея ходит давно, но дальше этих разговоров дело не идет». Сам А.Фурсенко не уверен в целесообразности подобной меры. «Я учился 10 лет, и мне казалось, что этого достаточно», — заметил он.
Говоря о возможном введении в школах предметов, связанных с духовно-нравственной культурой, министр заверил, что «образование в школах останется светским, и мировоззренческие предметы преподаваться не будут». Вместе с тем, по мнению А.Фурсенко, преподавание предметов, связанных в той или иной степени с религией, — явление, несомненно, положительное». «Школа утрачивает воспитательное значение, а эти предметы связаны не только с церковью», — пояснил он.