О телевидении

О телевидении я, как правило, не пишу. Негоже публично высказываться о своих коллегах, об индустрии, которая не только кормит меня, но и поит. Недавно, однако, произошло событие, которое настолько вывело меня из природного состояния равновесия, что я решил высказать некоторые соображения о российском ТВ. Но сначала — о событии.

В некоем российском городе (каком — значения не имеет), некоего гражданина (ФИО значения не имеют) предупредили в энный раз, что его выселяют из занимаемой им квартиры за злонамеренную и длительную неуплату коммунальных услуг. Узнав о том, что на этот раз и в самом деле выселят, гражданин объявил, что в этом случае он обольется бензином, подожжет себя и выбросится из окна (с какого этажа — значения не имеет, поскольку этаж был выше третьего). О своем намерении он сообщил одной из местных телевизионных компаний (какой именно — значения не имеет), назвав день и час своего ухода в мир иной. За полчаса (или около того) до означенного часа приехала съемочная команда. Одна камера была установлена в квартире гражданина, вторая — на улице против его окна. Оба оператора стояли на изготовку, ожидая команды своего режиссера. Точно в означенное время гражданин приступил к обещанным действиям: облил себя бензином, чиркнул спичкой, вспыхнул и, став живым факелом, выбросился из окна. Все было заснято должным образом. Далее телевизионная компания разослала свой «эксклюзив» множеству других компаний, в частности Первому каналу, каналу «Россия» и НТВ. В тот же вечер НТВ выдал «эксклюзив» в эфир. Вот и вся история.

Я оставляю в стороне тот поразительный факт, что, узнав о намерении гражданина, представители телевизионной компании не предупредили милицию, пожарников, службу психиатрической и скорой помощи. Есть основания полагать, что, сделай они это, никакого самосожжения не произошло бы. Но они этого не сделали, у них была одна задача: заснять «эксклюзив» и продать его подороже.

А НТВ, организация, некогда слывшая эталонной в своей телевизионной области, поступила как поступила.

Некоторое время тому назад я ознакомился с данными опроса общественного мнения, согласно которым более 60% населения России поддерживают идею введения цензуры на ТВ. Первоначально этому можно ужаснуться и начать размышлять о «рабском менталитете россиян». Но мне кажется, что дела обстоят не так, как можно подумать. Потому что, выясняется, что россияне вовсе не поддерживают идею о введении политической цензуры. Им просто претит та мерзость, которую им предлагает российский телевизионный экран (РТЭ).

Я лично не знаком с министром обо-роны РФ Сергеем Ивановым, часто не разделяю высказанных им взглядов, но когда он обвинил телевидение в «дебилизации» страны, я — заметьте, без всякого удовольствия — вынужден был с ним согласиться.

Что представляет собой сегодня РТЭ? Причудливую смесь, состоящую из окровавленных тел, нескончаемой стрельбы, юмора, рассчитанного на интеллект больного лабрадора, бодряческого смеха, перебиваемого душераздираю-щими криками пытаемых садистами людей, и пошлых до тошноты интервью с так называемыми звездами.

РТЭ утопает в дерьме. И население требует цензуры.

Ни для кого не секрет, что власть (ФИО — не имеют значения) довольно жестко контролирует ТВ. Федеральная — федеральные каналы, местная — местные. Даются указания, разумеется устные, того-то не приглашать, о том-то не говорить, а если говорить, что говорить и как говорить. Речь, разумеется, об информации, о передачах общественно-политических. Вмешиваться в содержание этих программ власти не кажется неприличным или зазорным делом. Почему же она не вмешивается в содержание всего остального? Почему с таким равнодушием наблюдает за тем, как на глазах снижается интеллект нации? Почему не кричит караул и не способствует созданию в срочном порядке общественного телевидения, которое призвано информировать (а не оболванивать), просвещать (а не оглуплять) и развлекать (а не «дебилизировать») народ? Пожалуй, есть два способа свести на нет духовный мир нации. Один способ описал Оруэлл в книгах «1984» и «Скотный двор». Там речь идет о контроле над мыслями людей, осуществляемом так называемым Большим Братом (властью). Мы, выходцы из СССР, испытали это в полной мере. Второй способ был описан не менее выдающимся английским писателем Хаксли: он утверждает, что в век передовых и высоких технологий не Большой Брат по собственному желанию смотрит на нас, а мы по собственному желанию смотрим на Большого Брата. Когда важное заменяется тривиальным, когда культурная жизнь определяется как бесконечная череда развлечений, когда серьезный общественный диалог уступает место невнятному лепету умственно отсталого ребенка, короче говоря, когда народ превращается в зрительскую массу, главным делом которой становится наблюдение за водевилем, тогда нация скукоживается и тихо умирает.

Сегодня РТЭ этому способствует абсолютно на всех каналах без исключения.

Человек-факел и то, как он был использован, — лишь один, далеко не самый опасный пример того, о чем я, испытывая глубокий дискомфорт и неудовольствие, счел необходимым написать.