Главная » Колонка В.Познера » Дневник путешествий » Франция » «Человек, который рождается в красоте и живет в красоте – это совсем другой человек»

«Человек, который рождается в красоте и живет в красоте – это совсем другой человек»

Приглашаю вас в городок Биот, что расположился на горной возвышенности километрах в двадцати от Ниццы. Биоту не менее двух с половиной тысяч лет. О нем ходит легенда, что здесь, где-то в пещере, рыцари-крестоносцы спрятали часть своих несметных богатств. Так это или нет, но время от времени сюда приезжают кладоискатели – пока безуспешно.

Городок совершенно изумительный: попав в него, у вас сразу же возникает ощущение, что время отбросило вас лет на восемьсот назад, в Средневековье. Улочки узенькие, мощеные кирпичом и булыжником, поразительно красивые входные двери и ворота, каждый дом со своим, совершенно особым лицом. И вот среди этой красоты живут люди.

Позвольте небольшое отступление. Много лет тому назад, еще в глубокое советское время, когда я был ответственным секретарем журнала «Совьет Лайф», который издавался Советским Союзом в обмен на журнал «Америка», я поехал в столицу советской Литвы, Вильнюс, чтобы взять интервью у архитектора, который получил Ленинскую премию за проектирование жилого района Лаздинай. Если мне не изменяет память, фамилия его была Чеканаускас.

Если вы бывали в Вильнюсе, то вы должны быть знакомы со старым городом, многие здания которого относятся к XV–XVI векам. В те времена, при всей их внешней красоте, жить в них было сложно: не было современной канализации, квартирки были крохотные, да и ухода за ними не было никакого. А тут как раз решили привести их в порядок, что было крайне трудно: улицы здесь были настолько узки, что не было доступа для современной строительной техники, каждый кирпич надо было вынимать вручную, и за каждый вынутый кирпич надо было заплатить рабочему три рубля, что тогда было неслыханно много. Вот я решил задать архитектору «провокационный» вопрос:

– Зачем вы тратите столько денег и времени на реконструкцию этих старых домов? Почему бы вам не снести их и построить новые, современные?

Чеканаускас посмотрел на меня с нескрываемым удивлением и ответил:

– Эти дома, да и весь старый город, необыкновенно красивы, а человек, который рождается в красоте и живет в красоте – это совсем другой человек, нежели тот, который всю жизнь окружен уродливыми современными безликими домами.

Тут я сразу вспомнил фильм «Заводной апельсин» Стенли Кубрика и молча, про себя, поаплодировал архитектору.

Вернемся в Биот. Если я скажу вам, что Биот славится своими ремеслами, особенно стеклодувами, – вы удивитесь? Ведь красота рождает красоту, и люди, рожденные в красоте, так или иначе потом выражают эту красоту через свои дела. Итак, мы поехали в Биот, чтобы посетить стекольную фабрику – только не подумайте, что речь идет о заводе, где машины десятками тысяч штампуют совершенно одинаковые бутылки и банки. Нет, нет, речь о фабрике, в которой производят красивейшие предметы из биотского стекла, чаще всего цветного, реже прозрачного, но всегда с россыпью воздушных пузырьков внутри. И это, конечно, творения стеклодувов.

«Стекло – одно из самых древних веществ и обладает разнообразными свойствами. Долгое время первенство в открытии стеклоделия признавалось за Египтом. Свидетельством этому являются глазурованные стеклом фаянсовые плитки, которыми облицованы изнутри пирамиды Джессера, XXVII век до н. э. Цилиндрическая печать из прозрачного стекла, которая была найдена в Месопотамии в районе Ашнунака, еще древнее, ей около четырех с половиной тысяч лет. В Берлинском музее хранится бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, она считается одним из древнейших образцов стеклоделия. Она была найдена около Фив и по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Одну из легенд об открытии техники изготовления стекла приводит естествоиспытатель и историк Плиний Старший. Эта мифологическая версия гласит, что однажды финикийские купцы на песчаном берегу, за неимением камней, сложили очаг из перевозимой ими африканской соды – утром на месте кострища они обнаружили стеклянный слиток. Самые ранние рукотворные образцы стекла – это украшения. Некогда только стекло могло соперничать с золотом в цене. Ныне стекло используется и для промышленных задач, и для задач искусства».

Эта фабрика принадлежит прекрасной Анн Лечашински – высокой, стройной, элегантной блондинке с тонкими чертами лица, выразительными руками и не менее выразительными голубыми глазами. Когда-то фабрика пришла в упадок, и два американца решили купить ее задешево, чтобы превратить в картонажную. Прослышав об этом, отец Анн возмутился: «Как?! Вместо прекрасного стекла – картон? Да не бывать этому!»

И сам купил фабрику.

Я провел там несколько часов. Невозможно оторваться от этого волшебства, от того, как раскаленный докрасна стеклянный шар выдувается мастером и становится то изящным бокалом, то винным сосудом... И заметьте, нет и не может получиться двух совершенно одинаковых, потому что каждый предмет выдувается вручную мастером... В конце концов я не выдержал и попросил разрешение что-нибудь да выдуть – что мне было позволено. И когда я сумел создать вполне приличный розовый с оттенком золота сосуд, я был счастлив так, как редко бываю счастлив.

Разговор с Анн Лечашински был особенно интересен ее рассказом о том, как французское государство поддерживает такие ремесла: дает серьезные налоговые льготы и оказывает финансовую поддержку.

Вы случайно не обратили внимание на то, что фамилия «Лечашински» мало похожа на французскую? А если обратили, не задались вопросом, а как человек с такой фамилией может быть французом? И вообще, кто может считаться французом в стране, когда-то написавшей на своих знаменах бессмертные слова «Свобода, Равенство, Братство»?

Купить книги или фильмы Владимира Познера

3 комментария

  1. Лариса

    Очень интересно!

  2. Заинтриговали и посмотрел в Google Maps этот городок Биот. И если честно то так себе. Ничего красивого не увидел!

  3. Николай Романов

    Честно говоря, не совсем понял о чем эта статья или заметка, как угодно. Какова ее основная концепция или мысль? Человек, который рождается в красоте и живет в красоте – это совсем другой человек? Осмелюсь спросить, другой человек, это какой? Ну, вот на этот вопрос, автор ответа не дает. То ли сам его не знает, то ли еще по каким причинам. Понятно, что если сравнивать, к примеру, человека выросшего в красоте и выросшего в уродстве, условно говоря, то это будут два разные типа людей. Так это банально, кто же будет спорить. Хотя, разные исторические факты могут говорить об обратном. Взять, к примеру, дворянское сословие, будь то во Франции, Германии или России. Выросшие в красоте и достатке, между тем, очень надменно, а зачастую и скверно относились к людям низшего сословия. Так, что я бы очень аргументированно поспорил с автором данной статьи, впрочем, это никчемное занятие т.к. фактов полно, как с одной, так и с другой стороны. Вот доброта — это совсем другое дело. Человек, выросший в заботе, внимании и доброте, действительно, в последующем будет очень миролюбивым, отзывчивым и добрым, априори. Доброта — великое, по сути, непобедимое и обескураживающие оружие. Красивые люди, как правило, добрыми бывают редко. Увы. Сколько зла человечество познало от красивых женщин, мужчин? Не счесть. А от добрых? Абсурдный вопрос. Какого бы правителя вы хотели иметь: красивого или доброго. Конечно доброго. А каких бы родителей хотели иметь: красивых или добрых? Я отдаю выбор добрым. Вот у В.В.Познера мама была доброй, а отец, хоть и был красивым, но добрым его назвать наверно было бы преувеличением, при всем уважении. Хотел бы В.В., если немного пофантазировать, чтобы его папа был чуточку с ним добрее? Думаю, ответ очевиден. Я лично, не совсем согласен с Достоевским, что красота спасет мир. Федор Мих., при всем уважении, без обид. Посмотрите, разве самые отьявленные злодеи не любят красоту, стремясь окружить себя самыми красивыми предметами, вещами, строениями и т.д.? Еще как любят. И что, становятся добрее? Ни в малой степени, ничуть. Поэтому, искренне считаю, что сегодня, учитывая насколько человечество в целом озлено, и какая в мире катастрофическая энтропия доброты, уже не красота, а доброта спасет мир. Доброта, действительно красива, просто прекрасна, сама по себе. Доброта спасет мир. А вы как считаете? Подумайте, пожалуйста, над этим.

Ваш комментарий

Новости партнеров