Нужно ли существование коллегии по жалобам на прессу?

Если Вы оскорблены материалом в СМИ, считаете, что журналист перепутал или подтасовал какие-то факты в своей статье или теле-, радиопередаче, на защиту Ваших читательских и зрительских интересов готова встать Общественная коллегия по жалобам на прессу — организация от Союза журналистов РФ для саморегулирования сообщества журналистов России. Однако она может только рекомендовать журналистам и СМИ, к примеру, извиниться или опровергнуть изреченное, но никак не может заставить сделать это.

…Есть заседания Общественной коллегии по жалобам на прессу и есть ее решения, но нет обязательств по исполнению этих решений относительно журналистских материалов в СМИ. Есть ли выход из этой двойственной ситуации? Может ли быть альтернатива Коллегии, которая могла бы принуждать, а не только рекомендовать? Свои мнения на этот счет изданию «Фолиант» высказал журналист, член палаты медиа-сообщества Общественной коллегии по жалобам на прессу СЖ РФ Владимир Познер.

— Владимир Владимирович, есть ли целесообразность существования и работы Общественной коллегии по жалобам на прессу, «товарищеского суда», как назвала его «фигурантка» одного из недавних дел Коллегии?

— Я считаю, что важно, чтобы профессиональная работа журналиста получала объективную оценку со стороны людей (а) пользующихся в обществе (в том числе, журналистском) безупречной репутацией и (б) разбирающихся в самом предмете, при этом (а) не важнее (б), оба положения равно важные. Разумеется, это не суд, тем более товарищеский, это оценка, которую дают члены этой организации. Хотел бы заметить, что это работа сугубо добровольная и абсолютная бесплатная, то есть людьми руководит чувство долга.

— Бывали ли практические итоги заседаний Коллегии, в которых Вы непосредственно принимали участие? Носили ли ее, Коллегии, решения не только рекомендательный характер, но и принудительный?

— Я неоднократно принимал участи в работе Коллегии, поскольку являюсь ее членом. К сожалению, участвую не так часто, как хотелось бы из-за предельной занятости, но всегда участвую, когда есть хоть малейшая возможность, так как считаю, что это важное дело. Решения Коллегии не могут носить принудительный характер, так подобных полномочий она не имеет.

— По-вашему, Коллегия может реально изменить ситуацию в СМИ? Воздействовать на конкретного журналиста, СМИ?

— И да, и нет. Да, в том смысле, что ее решения становятся известными, так или иначе они доходят до журналистского сообщества и играют определенную роль в том, как складывается авторитет и репутация того или иного журналиста или СМИ. Нет, в том смысле, что и СМИ, и журналист могут спокойно игнорировать эти решения

— Вам не кажется несуразным, что «судят» СМИ и их журналистов представители Альянса руководителей СМИ России? Наверняка, руководители общаются друг с другом…

— Еще раз: это не суд. Это во-первых. Во-вторых, о каком Альянсе руководителей СМИ России Вы говорите? Я, например, руководитель СМИ? Анна Качкаева — руководитель СМИ? Среди членов Коллегии, насколько я знаю, вообще нет ни одного руководителя СМИ. Вы что-то путаете…