Главная » Интервью » Владимир Познер: «Насчет Израиля Сталин ошибся кардинально»

Владимир Познер: «Насчет Израиля Сталин ошибся кардинально»

То, что происходит сейчас в мире, — это не холодная война. Так считает известный журналист Владимир Познер. И обосновывает он этот свой тезис просто: если раньше был конфликт между двумя идеологиями — советской и западной, то сегодня схлестнулись геополитические интересы. И к чему это все приведет, он прогнозировать не берется. Владимир Владимирович снимает фильм "Еврейское счастье" об Израиле. Мы, конечно, не могли упустить возможности встретиться — проговорили мы с ним сегодня 40 минут. Предлагаем вашему вниманию полную версию интервью Владимира Познера для израильской телекомпании "9 канал".

Дмитрий Дубов: Жизнь каждого из нас — это своя особенная история. Я, например, в 18 лет оставил дом, родителей и уехал в другую страну, чтобы пройти через кибуц на юге Израиля и работу на чугунолитейном заводе под Хайфой к учебе в Иерусалимском университете. У нас здесь вообще много таких историй, и при этом каждая из них действительно уникальна. Но история вашей жизни даже на этом фоне выглядит как приключенческий роман. Ну согласитесь, мало кто может похвастать такой концентрацией имен и событий — от работы с Маршаком до присутствия на предвыборной речи Франклина Делано Рузвельта. Скажите, вы довольны своей жизнью и довольны ли вы в этой вашей жизни самим собой?

Владимир Познер: На этот вопрос можно ответить очень коротко и сказать "да", потому что было бы странно сказать, что я недоволен жизнью. Но если бы я говорил более подробно, то это было бы не так однозначно. Такая жизнь предъявляет очень много к человеку, и иногда она полна страданий.

Когда тебя вырывают из твоей среды, когда ты лишаешься всех друзей, причем, как выясняется часто — навсегда, когда ты чужак и тебя не принимают, а ты хочешь, чтобы тебя принимали как своего (можно продолжить этот список), все непросто. Поэтому да, доволен, но сказать, что нет шрамов, я никак не могу.

Дмитрий Дубов: В вашей книге "Прощание с иллюзиями" вы не только рассказываете о себе, но и рассуждаете о судьбах людей и народов. Практически в самом начале книги вы пишете о природе русского народа. Будучи рядом, но как бы со стороны, потому что, как вы сами написали, вы ощущали, что по сути своей вы — не русский. Может быть, в том, что Россия была, как вы сказали, "беременна" Возрождением, но так и не разродилась им, виноваты не татаро-монголы, а то, что Россия не была, не есть и не будет Европой? Может быть, действительно у нее свой, особый путь?

Владимир Познер: Я так не считаю, поэтому я написал то, что написал. Я считаю, что отчасти в этом повинен выбор православия, а не католицизма. Ну и во-вторых, конечно же, татаро-монгольское иго — все-таки двести пятьдесят, а то и триста лет, и оно полностью поменяло народ, изменило его вектор, направленность движения…

Нет, для меня Россия, безусловно, — Европа, и для меня главными показателями принадлежности к тому и другому являются культура и искусство, они более всего об этом говорят. Русская литература, безусловно, — европейская литература. Русская музыка, безусловно, — европейская музыка, и русская живопись… Поэтому у меня нет сомнений в этом. Но с Россией приключилась, на мой взгляд, беда, трагедия в лице этих вещей, которые произошли и отбросили ее, действительно сделали ее другой. И от которых она, опять-таки на мой взгляд, до сих пор страдает.

Дмитрий Дубов: Но ведь и то, что сегодня происходит, — тоже отбрасывает Россию от Запада…

Владимир Познер: Вот здесь сложнее. Во-первых, я не очень люблю это слово — "Запад", здесь слишком много разного включено… даже вдруг оказывается, что Япония — это Запад, что вообще как-то вызывает у меня улыбку…

Здесь больше, на мой взгляд, замешано геополитики и вопросов национальных интересов, чем чего-либо другого. В конце концов, когда — в кавычках — "Запад" бомбил Сербию, я не вижу в этом ничего такого, что бы отличало Запад от России. Просто другие интересы. Но методы чрезвычайно похожи.

И методы эти можно перевести в очень простую аксиому: там, где сила, — там правда. Кто сильнее, тот и прав. К сожалению, вот эта политика сегодня главенствует, она продолжает существовать. А всякие соображения этики, морали и прочих других высоких понятий — что-то я их не очень вижу.

Дмитрий Дубов: То есть вот по этому вектору — "права сильного" — сегодня ведется политика?

Владимир Познер: Конечно. И очень давно, кстати говоря. Но сегодня это продолжается.

Дмитрий Дубов: Я хотел бы вернуться к вам. Когда вы рассказывали про вашу первую любовь — к американке ирландских корней, вы написали, что всегда имели слабость к ирландцам. Может быть, потому, что сравнивали ирландцев и русских? По настроению, по любви к алкоголю и дракам...

Владимир Познер: Ну, я говорил, что у меня слабость к ирландкам, и это не то же самое… (Смеется.) А слабость заключается в том, что я обожаю этот медный цвет волос, которым они часто отличаются. При этом у них абсолютно белая кожа, без намека на какие-либо другие… ну, как сказать… что ли, дефекты, которые часто бывают у рыжих.

Но действительно я нахожу, что ирландцы и русские похожи. По взлетам и падениям настроения, по литературному дару, по любви выпить, по любви подраться. По стремлению к дружбе. Очень похожи. И многое нравится мне в этом. Другое дело, что я — увы или не увы — в какой-то момент должен был признаться себе в том, что я — другой. Что мне это не свойственно. Но это совершенно не означает, что это мне не нравится. Это вопрос другой…

Дмитрий Дубов: И вот здесь я хочу вас спросить, Владимир Владимирович, кто вы по национальности? Или, вернее, так: кем вы сами себя ощущаете? И где ваша родина?

  • mikolanazarow

    На думку Познера Хрущов подарував Україні Крим,а Єльцин мав перед підписанням Біловезької Угоди про «розлучення» витребувати Крим назад до Росіїї.Якщо іти його логікою,то розпад СРСР міг закінчитись зовсім не мирно.Адже Кравчук міг запросити повернення Кубані,чистини Воронежської і Курської областей,які «подарувала» Україна Росіїї.Чому Володимир Володимирович робить односторонні заяви? Невже пропогандиська робота на користь ідеології комуністичного Радянського Союзу не відпускає метра журналістики? У мене з»явилися сумніви з приводу чистоти журналістської роботи його,Познера, незаангажованості,неупередженості.Наприклад,-Володимир Познер стверджує,ніби керівництво США і НАТО в обмін на згоду СРСР на об»єднання Німеччини пообіцяли не розширювати вплив Північно-Атлантичного блоку на Схід.Нещодавно М.С.Горбачов з приводу 25 роковин об»єднання Східної і Західної Німеччин заявив,що Захід виконав всі свої зобов»язання перед СРСР,а розмов,тим більше обіцянок не розширювати військовий блок на Схід,ніколи не давались Щонайменш,мені дивно! А Вам?

    • Анвар Касымходжаев

      Микола! Я тоже не русский, но в русской аудитории,общаюсь по -русски. Смысл Вашего коммента я понял, но предыдущий коммент вы писали на хорошем русском языке. Украина не могла подарить России ничего, потому как её самой «нэ було»!!!

  • Ирина Ирина

    Фразы «Я считаю, что отчасти в этом повинен выбор православия, а не
    католицизма. Ну и во-вторых, конечно же, татаро-монгольское иго —
    все-таки двести пятьдесят, а то и триста лет, и оно полностью поменяло
    народ, изменило его вектор, направленность движения» и «Но с Россией приключилась, на мой взгляд, беда, трагедия в лице этих
    вещей, которые произошли и отбросили ее, действительно сделали ее
    другой. И от которых она, опять-таки на мой взгляд, до сих пор страдает» очень и очень дурно пахнет. Практически нацизмом. Неужели только католицизм (святая инквизиция?) и отсутствие татаро — монгольских нашествий (а как же арабы в Испании?) дает какие-то особые права и преимущества одним нациям над другими. А еще хотелось бы всей Европе и роль норманнов в её истории припомнить. Россия состоялась как великая, без всяких сомнений, великая, то есть влияющая на всё человечество, страна, именно после всех упомянутых В. Познером событий. То есть, все-таки, благодаря, а не вопреки.

  • Александр Пригожин

    Жаль, что ВВП-1 пересказывает расхожий анекдот о подарке Хрущевым Крыма Украине (после второй рюмки коньяка…). После принятия волевого постановления о строительстве Северо-Крымского канала в 1950 году началась проработка его непростого осуществления. И было принято решение о его строительстве в рамках одной республики, что позволяло упростить координирование «стройки века». Кстати, канал до сих пор недопостроен…Так что волюнтаристского поступка Никиты Сергеевича не было, был вполне продуманный поступок, приуроченный к 300-летию Переяславской рады.

  • Oksana Sizko

    Владимир Владимирович не еврей, это уж точно. В этом интервью он это доказал, хотя может сам этого и не заметил. Вот этими словами:
    «… Как вы можете жить в Германии? В Америке — понимаю, в Израиле — понимаю, куда угодно — понимаю! Только не в Германии и не в Австрии.

    Ну и поскольку мы близкие друзья и у нас откровенные отношения, то мой друг мне сказал: «Володя, ну что я тебе скажу? Это выгодно. Нас принимают. Помогают. Признали свою вину и всячески стараются ее искупить. Страна с высоким уровнем жизни. Вот, собственно говоря, и все». Это как раз я понимаю. Но сам бы не смог — никогда и ни при каких обстоятельствах.»

    Это я не к тому, что для меня имеет значение кто тот или иной человек по национальности. Но для меня самой болезнен этот вопрос. Я не знаю кто я, но мне часто задают этот вопрос, и в этом, с пониманием отношусь к В.В. Познеру.
    И, обращаясь к тем, кто писал комментарии ниже: нет никакого «попахивания национализмом» в словах Познера. Если человек видит какие-то недостатки в стране, думал о причинах их возникновения, додумался и озвучил, это не говорит о том, что человек этот националист и не патриот. Национализм с патриотизмом отличаются друг от друга как «слепая» материнская любовь (как принято говорить), и любовь материнская «зрячая». Когда мама любит в своем отпрыске все проявления его, не разделяя их на плохие и хорошие (при этом, как правило, все остальные дети «гораздо хуже» и это неоднократно озвучивается при ребенке), и не пытается искоренить плохое — из ребенка, частенько, вырастает эгоистичное чудовище, не уважающее окружающих, да и маму свою тоже.
    А мама построже, которая не дает лениться, грубить и т.п. — неужели она меньше любит своего ребенка? Больше, я думаю.
    Видеть недостатки не значит не любить. Скорее наоборот.
    Хотя, я бы хотела услышать определение этой разницы между патриотизмом и национализмом от Познера. О патриотизме слышала и согласна с его определением. Свое понимание разницы выразила как смогла. Но оч. хотелось бы услышать Владимира Владимировича.
    Интервью очень интересное, интересные вопросы и темы были затронуты

  • Oksana Sizko

    Я, постепенно, тоже пришла к мысли о неприличии кричать во всеуслышание о национальной принадлежности. Но потом подумала, что это тоже неправильно. А как же культурное наследие различных народов — этого никак не оторвешь от национальной принадлежности. Есть такое затасканное, но правильное выражение — «Нет плохой нации, есть плохие люди». Как бы, , шовинизм плохо, но быть какой-то национальности плохо быть не должно. Коряво выражаюсь, конечно.

Новости партнеров